Практические упражнения для развития навыка проверки правописания безударных гласных
Безударные гласные в корне
слова,
проверяемые ударением
проверяемые ударением
1. Соедини слова с картинками таким
образом, чтобы звук, с которого начинается название картинки, был на месте
безударной гласной. Запиши эту гласную на месте пропуска
К __ лосокСт __ рушка
С __ довый
Гл __ зной
Тр __ вяной
Тр __ пинка
В __ дяной
З __ частить
Под __ рить
Пос __ дить
Ст __ рожить
С __ лёный
Др __ жащий
Ж __ леть
П __ левой
Оч __ ровательный
2.
Соедини словосочетания с буквами, которые ты запишешь в корне. Обрати внимание
на значение слов. Запиши полученные словосочетания, выдели корень.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
3. Прочитай слова. Поставь ударение. Подчеркни
ударный слог в родственных словах. Сколько безударных слогов в каждом слове?
Коза – 1 безуд. сл.
Козочка – ___ безуд. сл.
Козлик – ___ безуд. сл.
Козлята – ___ безуд. сл.
Козлятушки – ___ безуд. сл.
4. Поставь
в словах знак
ударения, подчеркни слова
с ударными е и и.
Лисица, море, реки, грибной, читать,
перо, ворона, свеча, леса, девочка, поле.
5. Соедини слова с правильно
выделенными корнями.
П..тачок
Подл..вать
Тр..вяной
Отл..тел
Сн..говой
Подр..мала
Задр..жали
|
6. Подчеркни из данных ниже слов лишь те, которые
можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в
словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.
Лесник – леса, лес, лесной, перелесок,
лесостепь.
Снежок – снегирь, снежный, снеговик,
снег, подснежник.
Синеет – синька, синица, синеватый,
синий, посинел.
7. Подчеркни проверочное слово. Вставь пропущенную
букву.
Уд__вительно (диво,
дева), м__нять (мина, замена), л__пить (липко, лепка), расч__щать (честь,
чисто), л__нивый (лень, линька), скр__пучий (скрепка, скрип), м__стерить
(мастер, мост).
8.
Прочитай предложения. Выпиши из них слова парами. Сначала слово, где гласную в
корне нужно проверить, затем проверочное. Выдели корень в этих словах,
подчеркни проверяемые гласные.
С..довник осмотрел
посадки.
Ч..сы в доме показывали
час ночи.
На паруснике подняли п..руса.
Коровы пасутся
ст..дами, пастух гонит стадо на луг.
Трус задр..жал мелкой
дрожью.
Из всех хв..стов,
которые я видел, самый красивый хвост у павлина.
9. Расставь ударение в словах и объясни правописание
безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.
заколоть (_____________), закалить
(_____________),
запевала (___________), истрепать
(______________),
изломать (______________), наварить (_____________),
заливать (___________),
смягчение(_____________),
ободрённый (_____________), уплотнить
(_____________).
10. Спиши однокоренные слова в таком порядке:
сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: Цвет –
цветник, цветной, цветут. Обозначь орфограмму.
Ледник, лед,
ледниковый, ледяной.
________________________________________________________
Белить, беляк, побелка,
белила, белизна.
________________________________________________________
Светлячок, свет,
светить, светофор.
________________________________________________________
Зимовье, зимний,
зимовать, зима.
________________________________________________________
11. Вставь пропущенные
гласные. Запиши слова в два столбика.
Ст..ловый,
д..ры, сл..новый, р..са, с..ды, стр..на, ст..га, тр..ва, в..лна, м..ря,
к..льцо, вр..ги, др..зды, м..сты, п..ля, ст..рик.
О
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
|
А
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
|
12. Найди и подчеркни четвертое лишнее слово в
каждой строчке, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне:
пл..тил, пр..шу,
гл..тал, к..зел;
пос..дил, л..шадка,
ск..зал, под..рил;
пл..сал, прин..сти, зав..зал, тр..сет;
выр..зал, заст..гнуть, пост..лить,
подт..нуть.
13. Прочитай. Спиши, вставляя буквы. В скобках
запиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.
И
(что сделал?
– потёк) сосульки, затр..щал
(что?) лёд, расп..лзлись (что
делал?) сн..га (что?). Вот-вот заз..л..неет (что? какой?) лес, зас..неют
(что?) воды, задымятся пашни.
Гр..чи (кто?) прил..тели (что?) – в..сну (что?) принесли.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
14.
Соедини слова из левого столбика со словами в правом так, чтобы проверялись обе
безударные гласные. Вставь пропущенные гласные.
Л__п__тали
П__л__са
З__л__нели
Г__л__са
Г__л__дали
Ст__р__на
В__л__сок
В__ч__реет
Г__в__рят
Б__р__да
Тр__п__тали
|
дерево
зелёный
волосы
бородка
разговор
вечер
лепечет
трепет
полоска
бороды
волосья
полосы
зелень
говор
деревья
голос
вечерний
голосок
трепещет
голод
сторонка
стороны
лепет
голодный
|
|
Д__р__вянный
|
15. Спиши, выбирая нужную букву.
Т(я/и/е)желые, сл(и/е)дить,
з(и/е)мляника, д(е/и)ревянный, тр(о/а)вяной, ш(е/и)лковистый, св(я/и/е)тлячок.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
16. Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках
запиши проверочные слова, отвечающие на
данный вопрос. Обозначь орфограмму.
К..рмил (что делает? _______________)
к..тенка (кто?)
_______________).
_______________).
В..рили (что делают? _______________) в..ренье (что?
_______________).
_______________).
Цв..тут (что делал?
_______________) ландыш.
П..ют (что делай? _______________) ч..жи (кто?
_______________).
17. Прочитай пословицы. Спиши, вставляя пропущенные
буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на заданный вопрос. Устно
объясни значение пословиц.
Июнь
с к..сой (что? _______________) по
лугам прошел, а июль
с с..рпом (что? _______________) по хл..бам (что? _______________) поб..жал
(что? _______________).
З..мля (что? _______________) з..мой
(какой? _______________) отдыхает,
а в..сной (что? _______________) расцв..тает
(что делал?
_______________).
_______________).
18. Вставь пропущенные гласные. Обрати внимание на
значение слов. Запиши в скобках проверочные слова.
Пропол__скать бельё
(_______________),
задр__жала от холода
(_______________), скр__пучая дверь (_______________), страшное прив____дение (_______________), раздр__жает своим поведением
(_______________), скр__плять детали (_______________), посв__тить фонариком (_______________), пол__скать ребёнка (______________), прив__дет к началу (_______________), св__той человек
(_______________).
(_______________), скр__пучая дверь (_______________), страшное прив____дение (_______________), раздр__жает своим поведением
(_______________), скр__плять детали (_______________), посв__тить фонариком (_______________), пол__скать ребёнка (______________), прив__дет к началу (_______________), св__той человек
(_______________).
19. Придумай с данными корнями слова, запиши их.
Мор-, мост-, мяс-, нос-, пис-, пил-,
рыб-, ряд-, спеш-, свет-, син-, слеп-, сол-, сор-, стар-, стекл-, темк-,
толст-, ход-, цвет-, цен-, час-, числ-, шум-, шут-.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Комментарии
Отправить комментарий