Практические упражнения для развития навыка проверки правописания безударных гласных


Безударные гласные в корне слова,
проверяемые ударением
1. Соедини слова с картинками таким образом, чтобы звук, с которого начинается название картинки, был на месте безударной гласной. Запиши эту гласную на месте пропуска
К __ лосок
Ст __ рушка
С __ довый
Гл __ зной
Тр __ вяной
Тр __ пинка
В __ дяной
З __ частить
Под __ рить
Пос __ дить
Ст __ рожить
С __ лёный
Др __ жащий
Ж __ леть
П __ левой
Оч __ ровательный

2. Соедини словосочетания с буквами, которые ты запишешь в корне. Обрати внимание на значение слов. Запиши полученные словосочетания, выдели корень.

________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

3. Прочитай слова. Поставь ударение. Подчеркни ударный слог в родственных словах. Сколько безударных слогов в каждом слове?
Коза – 1 безуд. сл.
Козочка – ___ безуд. сл.
Козлик – ___ безуд. сл.
Козлята – ___ безуд. сл.
Козлятушки – ___ безуд. сл.

4. Поставь  в  словах  знак  ударения,  подчеркни  слова  с  ударными е и и.
Лисица, море, реки, грибной, читать, перо, ворона, свеча, леса, девочка, поле.

5. Соедини слова с правильно выделенными корнями.

П..тачок
Подл..вать
Тр..вяной
Отл..тел
Сн..говой
Подр..мала
Задр..жали

6. Подчеркни из данных ниже слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.
Лесник – леса, лес, лесной, перелесок, лесостепь.
Снежок – снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.
Синеет – синька, синица, синеватый, синий, посинел.

7. Подчеркни проверочное слово. Вставь пропущенную букву.
Уд__вительно (диво, дева), м__нять (мина, замена), л__пить (липко, лепка), расч__щать (честь, чисто), л__нивый (лень, линька), скр__пучий (скрепка, скрип), м__стерить (мастер, мост).

8. Прочитай предложения. Выпиши из них слова парами. Сначала слово, где гласную в корне нужно проверить, затем проверочное. Выдели корень в этих словах, подчеркни проверяемые гласные.
С..довник осмотрел посадки.
Ч..сы в доме показывали час ночи.
На паруснике подняли п..руса.
Коровы пасутся ст..дами, пастух гонит стадо на луг.
Трус задр..жал мелкой дрожью.
Из всех хв..стов, которые я видел, самый красивый хвост у павлина.

9. Расставь ударение в словах и объясни правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.
 допоздна (__________), дряхлеть (_____________),
заколоть (_____________), закалить (_____________),
запевала (___________), истрепать (______________),
изломать (______________),  наварить (_____________),
заливать (___________), смягчение(_____________),
ободрённый (_____________), уплотнить (_____________).

10. Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: Цвет – цветник, цветной, цветут. Обозначь орфограмму.
Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
________________________________________________________
Белить, беляк, побелка, белила, белизна.
________________________________________________________
Светлячок, свет, светить, светофор.
________________________________________________________
Зимовье, зимний, зимовать, зима.
________________________________________________________

11. Вставь пропущенные гласные. Запиши слова в два столбика.
Ст..ловый, д..ры, сл..новый, р..са, с..ды, стр..на, ст..га, тр..ва, в..лна, м..ря, к..льцо, вр..ги, др..зды, м..сты, п..ля, ст..рик.

О
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
А
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________

12. Найди и подчеркни четвертое лишнее слово в каждой строчке, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне:
пл..тил, пр..шу, гл..тал, к..зел;
пос..дил,  л..шадка,  ск..зал,  под..рил;
пл..сал, прин..сти, зав..зал, тр..сет;
выр..зал, заст..гнуть, пост..лить, подт..нуть.

13. Прочитай. Спиши, вставляя буквы. В скобках запиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.
И    (что сделал? – потёк)  сосульки,  затр..щал  (что?)  лёд, расп..лзлись (что делал?) сн..га (что?). Вот-вот заз..л..неет (что? какой?) лес,  зас..неют (что?)  воды,  задымятся  пашни.  Гр..чи (кто?) прил..тели (что?) – в..сну (что?) принесли.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

14. Соедини слова из левого столбика со словами в правом так, чтобы проверялись обе безударные гласные. Вставь пропущенные гласные.



Л__п__тали
П__л__са
З__л__нели
Г__л__са
Г__л__дали
Ст__р__на
В__л__сок
В__ч__реет
Г__в__рят
Б__р__да
Тр__п__тали








дерево
зелёный
волосы
бородка
разговор
вечер
лепечет
трепет
полоска
бороды
волосья
полосы
зелень
говор
деревья
голос
вечерний
голосок
трепещет
голод
сторонка
стороны
лепет
голодный
Д__р__вянный


15. Спиши, выбирая нужную букву.
Т(я/и/е)желые, сл(и/е)дить, з(и/е)мляника, д(е/и)ревянный, тр(о/а)вяной, ш(е/и)лковистый, св(я/и/е)тлячок.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

16. Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках запиши проверочные слова,  отвечающие на данный вопрос. Обозначь орфограмму.
К..рмил (что делает? _______________) к..тенка (кто?)
_______________).
В..рили (что делают? _______________) в..ренье (что?
_______________).
Цв..тут (что делал? _______________) ландыш.
П..ют (что делай? _______________) ч..жи (кто? _______________).

17. Прочитай пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на заданный вопрос. Устно объясни значение пословиц.
Июнь  с  к..сой  (что? _______________)  по  лугам  прошел,  а  июль с с..рпом (что? _______________) по хл..бам (что? _______________) поб..жал (что? _______________).
З..мля (что? _______________) з..мой (какой? _______________) отдыхает,  а  в..сной  (что? _______________)  расцв..тает  (что  делал?
_______________).

18. Вставь пропущенные гласные. Обрати внимание на значение слов. Запиши в скобках проверочные слова.
Пропол__скать  бельё  (_______________),  задр__жала  от  холода
(_______________), скр__пучая дверь (_______________), страшное прив____дение  (_______________),  раздр__жает  своим  поведением
(_______________), скр__плять детали (_______________), посв__тить фонариком (_______________), пол__скать ребёнка (______________), прив__дет  к  началу  (_______________),  св__той  человек
(_______________).

19. Придумай с данными корнями слова, запиши их.
Мор-, мост-, мяс-, нос-, пис-, пил-, рыб-, ряд-, спеш-, свет-, син-, слеп-, сол-, сор-, стар-, стекл-, темк-, толст-, ход-, цвет-, цен-, час-, числ-, шум-, шут-.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра