Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

Конспект развлекательно-познавательного мероприятия по экологии в шестой школьный день
Тема: «Лес-зелёное золото Беларуси»
Цель: Формирование экологической культуры учащихся
Задачи:
Ø Закреплять представления учащихся о типах лесных массивов, цветовой маркировки на физической карте, важность сохранения лесов в Республике Беларусь с помощью практического опыта
Ø Формировать представления учащихся о лесных жителях с помощью загадок и наглядного материала
Ø Формировать преставления учащихся о культуре поведения в лесу, способах сохранить и преумножить лесные богатства Республики Беларусь с помощью дидактической игры и наглядного материала
Ø Развивать внимание, память, мелкую и крупную моторику учащихся
Ø Воспитывать бережное и осознанное отношение к природе
Методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.
Тип: совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид: урок открытых мыслей.
Форма: групповая
Технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, технология коллективной творческой деятельности.
Место проведения: средняя школа № 177, кабинет № 306
Класс: 3 «В» класс интегрированного обучения и воспитания
Возраст: 8-9 лет
Оборудование: презентация: «Заповедники Беларуси»,  наглядный материал: «Леса Беларуси», бумажные деревья для эстафеты, карта Республики Беларусь, объёмная аппликация «Жизнь в лесу», наглядный картинный материал «Животные леса» для заполнения аппликации, бумажный наглядный материал с изображением мусора (бутылки, банки и т.д), мультфильм: «Что такое лесомания», наглядный картинный материал для дидактической игры: «Что такое хорошо, и что такое плохо для леса?», клей, телевизор, запись караоке-песни: «Спасем мы нашу Землю», макет Республики Беларусь из орешника, семена кресс-салата для итоговой природной работы: «Пусть наша страна всегда будет зелёной»
Предварительная работа: изготовление практического опыта: «Какая вода будет чистой», знакомство с картой Республики Беларусь, подготовка к объёмной аппликации: «Жители леса», изготовление макета Республики Беларусь из орешника, заучивание песенки: «Спасем мы нашу Землю»
Словарная работа: хвойный лес, хвойные деревья, лиственный лес, лиственные деревья, смешанные леса, исполин, очищение воды, пуща, заповедник, заповедный лес
План мероприятия:
1.    Приветствие учащихся
2.    Беседа: «Почему лес называют зелёным золотом»
3.    Эстафета: «Раздели хвойные и лиственные деревья»
4.    Демонстрация практического опыта: «Какая вода будет чистой»
5.    Загадки про жителей леса
6.    Заполнение объёмной аппликации: «Жизнь в лесу»
7.    Заполнение аппликации бумажной имитации мусора»
8.    Беседа: «Мусор в лесу. «Что человек может сделать для сохранения лесов»
9.    Просмотр мультфильма «Что такое лесомания».
10.Дидактическая игра: «Что такое хорошо, и что такое плохо для леса»
11.Караоке песни: «Спасем мы нашу Землю»
12. Посадка семян кресс-салата на макет Республики Беларусь для итоговой работы: «Пусть наша страна всегда будет зелёной»
13.Подведение итогов
14.Прощание с учащимися
Ход мероприятия:
1.    Организационно-мотивационный этап:
Ведущий:-Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады вас всех видеть на нашем мероприятии. Сегодня мы с вами будем говорить об очень важных вещах, которые касаются каждого из нас. Но сначала нам нужно настроиться и поприветствовать друг друга. Станем в круг и пожелаем друг другу хорошего настроения. Будем приветствовать друг друга:
Ø как маленькие слоники(дотронулись носиками друг до друга)
Ø как смешные мартышки(постучали по голове)
Ø как солнечные лучики(провели по лицу пальчиками)
Ø как дождевые капельки(постучали по спине соседа)
2.    Основной этап:
2.1. Ведущий:-Мы все молодцы, а теперь рассаживаемся на свои места. Сегодня у нас с вами очень увлекательная тема. А про что идет речь, догадайтесь из моей загадки:
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек (Лес)
Ведущий:-Сегодня мы с вами будем говорить об удивительном сокровище нашей страны. Это лес.(слайд 2). Таинственный, полный жизни и удивительными секретами. Знаете ли вы, что лес-это зеленое золото Беларуси. Золото-самый драгоценный металл, который люди очень ценят. Наша с вами страна богата зелёным золотом. Лес кормит, дает крышу над головой, мебель, на которой мы сидим. Из древесины строят дома, корабли, делают бумагу. (слайд № 3). Когда, очень давно вся наша Республика была покрыта непроходимыми лесами, у нас росли исполины-дубы, которым люди поклонялись, как божествам. На ветви вешались маленькие цветные тряпочки, и люди просили дерево о здоровье, исполнения желаний. Во все времена лес считался кормильцем, который никогда не даст человеку умереть с году. Но сейчас, к сожалению, отношение к лесу изменилось. Люди вырубают леса, строят заводы и фабрики, устраивают в лесу свалки мусора. Давайте посмотрим на карту на шей страны. Как в думаете, каким цветом обозначают места, где растет лес? Правильно, зеленым. На сегодняшний момент, леса в Республике Беларусь занимают 9,582 га. Нам с вами очень повезло мы можем дышать чистым воздухом и пить чистую воду. В нашей стране созданы заповедники и национальные парки, для того, что уберечь зеленое золото. Национальные парки отличаются от заповедников тем, что в заповедники не пускают туристов, человек не может там собирать грибы, ягоды, охотиться. А в национальные парки организуют экскурсии. В одном из них даже живет настоящий Дед Мороз. Какой это национальный парк ? Правильно, Беловежская пуща. (слайд № 4) Это старый, или по-другому говорят, заповедный лес. Именно такими лесами, густыми, непроходимыми была покрыта наша страна. Еще национальные парки, -это Нарочанский парк (слайд № 5), Браславские озера (слайд № 6) и Припятский  национальный парк (слайд №7). Еще наша страна сохраняет лесное богатство в заповедниках Беларуси-Березинском биосферном заповеднике (слайд № 8) и Полесском заповеднике (слайд № 9). Недавно в Березинский Биосферный заповедник привезли из Канады удивительного зверя, которого люди полностью истребили. Это тур (слайд № 10). Когда их во множестве водилось на территории нашей страны, есть даже город, который так и называется-Туров, во славу этих могучих зверей. Но, к сожалению, человек полностью истребил туров, и теперь задача, которую мы, и вы в будущем-это вернуть этих зверей снова, сделать их жизнь безопасной. Но вернемся к лесу. В Республике Беларусь растут лиственные, хвойные и смешанные леса. Какие леса называют хвойными? (Ответы учащихся) (слайд № 11) Какие леса называют лиственными? (Ответы учащихся) (слайд № 12) А что такое смешанный лес? (Ответы учащихся) (слайд № 13).
3.Ведущий: А сейчас мы с вами проверим, насколько вы хорошо знаете хвойные и лиственные деревья.  Мы разобьемся на две команды, и устроим эстафету. Задание: отделить хвойные и лиственные деревья. Выигрывает та команда, которая быстрее, и главное, правильно разделит деревья. (слайд № 14)
Проведение эстафеты, подведение итогов
4.Ведущий:-А сейчас мы с вами окунемся в науку. Знаете ли вы, что лес-это не только чистый воздух, но и чистая вода. Сейчас мы с вами увиди замечательный практический опыт, который нам покажет, как земля, на которой растут растения очищают воду. (Для опыта: три пятилитровые бутылки разрезаются, наполняются грунтом. В одну из них предварительно высаживаются семена салата. Остальные заполняются грунтом, щепками, камнями. Под бутылки вешаем небольшие бутылочки для наглядной демонстрации чистоты воды и стока воды). – Сейчас мы нальем в наши бутылки воды и посмотрим, из какой польется чистая вода. (Чистая вода льётся из бутылки с посаженной зеленью). (слайд № 15) Таким образом, на практическом опыте мы видим, что если на земле не будет зелени, вода будет грязной и люди не смогут ее пить. А ведь есть еще животные, рыбы и насекомые, которым чистая вода очень нужна для жизни. Вы должны запомнить, где есть лес-там есть чистый воздух и вода.
Влияние эрозии почвы на чистоту воды/ Отличный эксперимент, который наглядно показывает эрозию почвы и важность деревьев для нашей окружающей среды. Вода, которая проходит через почву с растительностью (левый угол), выходит чистой и прозрачной. Проходя через два образца почвы без растительности, вода становится грязной. Тем не менее, мы продолжаем вырубку леса и жалуемся, что вода в наших реках становится грязнее с каждым годом и в ней невозможно даже купаться, не говоря уже о её употреблении.

5. Ведущий:- Мы начали говорить о животных, насекомых. Хорошо ли знаете тех, кто живет в лесу? Сейчас посмотрим. Я загадываю загадки, а вы отгадываете. (После каждой отгадки на доску вешается наглядная иллюстрация животного и демонстрируется слайд)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь (слайд № 16)
Ведущий: Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это... (Белочка (слайд № 17)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан) (слайд № 18)
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц) (слайд № 19)
6. Ведущий: -Вы молодцы. Все отгадали. Мы с вами недавно делали удивительную аппликацию про лес. Только в лесу не хватает жителей. Сейчас мы с вами поселим в нашем лесу тех, кто там живет. Между прочим, в лесу живут не только звери, но и птицы и насекомые для которых лес-родной дом.
Объемная аппликация без животных:
Заселение леса:
7. Ведущий:-А сейчас, представьте себе, что в лес пришел человек, и после себя не убрал, а еще и принес свой мусор с собой. Посмотрите, что будет с лесом. (Заполнение аппликации бумажной иллюстрацией мусора).
8.Ведущий-Как же будут жить наши жители? Ведь пластиковый и железный мусор разлагается до 500 лет, и при этом отравляет собой почву, а через почву растения и грибы, которые едят звери и люди. (слайд № 20) И лес, вместо пользы стал нести угрозу для жизни. Погибают растения, а если нет растений погибают и насекомые, потом маленькие зверьки, а затем крупные звери. Ведь в природе все взаимосвязано. Все природные сообщества между собой. Как вы считаете, относить мусор в лес и устраивать там свалку это достойно человека? (Ответы учащихся). А ведь человек может помогать лесуи соблюдать правила поведения в лесу (слайд № 21). Давайте их повторим: не разводить огонь, не разорять гнезда, не шуметь, не срывать с корнем грибы, не разоряй муравейники, не обижай животных и главное-не мусори!!!А еще человек может сажать новые деревья, подкармливать животных зимой, лечить от опасных насекомых, которые портят деревья. Так человек помогает лесу. И когда приходишь в лес, если вдруг намусорил,  обязательно убрать за собой мусор, принести в город и отправить мусор по нужным контейнерам. Сейчас в каждом дворе стоят баки для раздельного сбора мусора. Не забывайте, что переработанный мусор превратиться в полезные вещи, которые еще долго могут послужить людям. (слайд № 22) А если просто выбрасывать мусор на свалку, то там он будет очень долго разлагаться и портить наш воздух, отравлять землю и воду. Сейчас мы с вами разложим тот мусор, который мы набросали в лесу по нужным контейнерам.
Учащиеся раскладывают мусор по контейнерам, которые обозначены: пластик, стекло, бумага.
9. Ведущий: -А сейчас мы с вами посмотрим небольшой мультфильм о том, что мы с вами можем сделать, что бы сохранить лес (слайд 23).
10. Ну а сейчас закрепим наши знания. Мы с вами поиграем в игру, в которой вы должны распределить по двум колонкам, какие вещи приносят вред лесу, а какие пользу.  
На доску вывешиваются карточки:
Польза для леса
Беда для леса

Также вывешиваются вразнобой картинки, которые изображают различные действия человека. Учащиеся коллективно решают, под какой карточкой повесить изображение.
Картинный материал:
Человек сажает дерево
Человек разжигает костер
Человек собирает сортирует мусор
Человек разоряет муравейники
Человек возвращает в дикую природу животных
Человек привозит мусор в лес
Человек оставляет за собой непогашенный костер
Человек приносит корм животным зимой
Человек собирает березовый сок в лесничестве
Человек срывает грибы с грибницей
Человек поджигает сухую траву в лесу
11. Ведущий: -Итак, мы запомнили основные правила помощи лесу человеком. Мы должны помнить, что каждый человек ответственен за нашу планету. Недавно мы с вами учили песенку, которая посвящена нашей с вами планете Земля. Сейчас мы пропоем эту песню. (слайд 24)
Защитим нашу Землю
Мы от рук браконьеров
Не позволим мы трогать зверей .
Пусть живут на планете –
Заяц, волк и пантера
И в лесу пусть поет соловей. 
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек! 
2.
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать. 
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
12. Ведущий: -Все отлично справились с заданием. Мы должны запомнить, как люди могут помочь лесу. В нашей Республике каждый год проводится замечательная акция-неделя леса. Каждый желающий посадить дерево, приезжает в лесничество, которое дает инструменты, ростки дерева и показывает место, где можно посадить росток. Это традиция продолжается несколько лет. (слайд 25) Это наши будущие пущи, березовые рощи и дубравы.
-А сейчас мы с вами тоже будем делать нашу страну зеленой. А поможет нам этом обычные семена салата. Мы посеем семена на макете нашей Республики, и очень скоро мы увидим, как наша страна будет зелёной.
(слайд 26)
Посадка семян кресс-салата на макете Республики Беларусь
13.Рефлексия:
Ведущий: -Наше познавательное мероприятие подходит к концу. Давайте подведем итоги, я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
-Что такое зелёное золото? Почему оно так называется?
-Чем отличается национальный парк от заповедника?
-Какие национальные парки и заповедники вы можете назвать?
-Чем отличаются хвойные леса от лиственных?
-Назовите, чем человек может помочь лесу?
-Повторите правила поведения человека в лесу
14. Ведущий: Наше развлекательно-познавательное мероприятие подошло к концу. Берегите природу, ведь это ваше будущее. До свидания

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра