Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"
Конспект
развлекательно-познавательного мероприятия по экологии в шестой школьный день
Тема:
«Лес-зелёное золото Беларуси»
Цель:
Формирование экологической культуры учащихся
Задачи:
Ø Закреплять
представления учащихся о типах лесных массивов, цветовой маркировки на
физической карте, важность сохранения лесов в Республике Беларусь с помощью
практического опыта
Ø Формировать
представления учащихся о лесных жителях с помощью загадок и наглядного
материала
Ø Формировать
преставления учащихся о культуре поведения в лесу, способах сохранить и
преумножить лесные богатства Республики Беларусь с помощью дидактической игры и
наглядного материала
Ø Развивать
внимание, память, мелкую и крупную моторику учащихся
Ø Воспитывать
бережное и осознанное отношение к природе
Методы:
словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.
Тип: совершенствования
знаний, умений и навыков.
Вид:
урок открытых мыслей.
Форма:
групповая
Технологии:
технология проблемного обучения, игровые технологии, технология коллективной
творческой деятельности.
Место проведения:
средняя школа № 177, кабинет № 306
Класс:
3
«В» класс интегрированного обучения и воспитания
Возраст:
8-9 лет
Оборудование:
презентация:
«Заповедники Беларуси», наглядный
материал: «Леса Беларуси», бумажные деревья для эстафеты, карта Республики
Беларусь, объёмная аппликация «Жизнь в лесу», наглядный картинный материал
«Животные леса» для заполнения аппликации, бумажный наглядный материал с
изображением мусора (бутылки, банки и т.д), мультфильм: «Что такое лесомания», наглядный
картинный материал для дидактической игры: «Что такое хорошо, и что такое плохо
для леса?», клей, телевизор, запись караоке-песни: «Спасем мы нашу Землю», макет
Республики Беларусь из орешника, семена кресс-салата для итоговой природной
работы: «Пусть наша страна всегда будет зелёной»
Предварительная
работа: изготовление практического опыта: «Какая вода будет
чистой», знакомство с картой Республики Беларусь, подготовка к объёмной
аппликации: «Жители леса», изготовление макета Республики Беларусь из орешника,
заучивание песенки: «Спасем мы нашу Землю»
Словарная
работа: хвойный лес, хвойные деревья, лиственный лес,
лиственные деревья, смешанные леса, исполин, очищение воды, пуща, заповедник, заповедный
лес
План
мероприятия:
1. Приветствие
учащихся
2. Беседа:
«Почему лес называют зелёным золотом»
3. Эстафета:
«Раздели хвойные и лиственные деревья»
4. Демонстрация
практического опыта: «Какая вода будет чистой»
5. Загадки
про жителей леса
6. Заполнение
объёмной аппликации: «Жизнь в лесу»
7. Заполнение
аппликации бумажной имитации мусора»
8. Беседа:
«Мусор в лесу. «Что человек может сделать для сохранения лесов»
9. Просмотр
мультфильма «Что такое лесомания».
10.Дидактическая
игра: «Что такое хорошо, и что такое плохо для леса»
11.Караоке
песни: «Спасем мы нашу Землю»
12.
Посадка семян кресс-салата на макет Республики Беларусь для итоговой работы:
«Пусть наша страна всегда будет зелёной»
13.Подведение
итогов
14.Прощание
с учащимися
Ход
мероприятия:
1. Организационно-мотивационный этап:
Ведущий:-Здравствуйте,
дорогие друзья. Мы рады вас всех видеть на нашем мероприятии. Сегодня мы с вами
будем говорить об очень важных вещах, которые касаются каждого из нас. Но
сначала нам нужно настроиться и поприветствовать друг друга. Станем в круг и
пожелаем друг другу хорошего настроения. Будем приветствовать друг друга:
Ø как
маленькие слоники(дотронулись носиками друг до друга)
Ø как
смешные мартышки(постучали по голове)
Ø как
солнечные лучики(провели по лицу пальчиками)
Ø как
дождевые капельки(постучали по спине соседа)
2. Основной этап:
2.1.
Ведущий:-Мы все молодцы, а теперь рассаживаемся на свои места. Сегодня у нас с
вами очень увлекательная тема. А про что идет речь, догадайтесь из моей
загадки:
Есть
у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек (Лес)
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек (Лес)
Ведущий:-Сегодня
мы с вами будем говорить об удивительном сокровище нашей страны. Это лес.(слайд
2). Таинственный, полный жизни и удивительными секретами. Знаете ли вы, что
лес-это зеленое золото Беларуси. Золото-самый драгоценный металл, который люди
очень ценят. Наша с вами страна богата зелёным золотом. Лес кормит, дает крышу
над головой, мебель, на которой мы сидим. Из древесины строят дома, корабли,
делают бумагу. (слайд № 3). Когда, очень давно вся наша Республика была покрыта
непроходимыми лесами, у нас росли исполины-дубы, которым люди поклонялись, как
божествам. На ветви вешались маленькие цветные тряпочки, и люди просили дерево
о здоровье, исполнения желаний. Во все времена лес считался кормильцем, который
никогда не даст человеку умереть с году. Но сейчас, к сожалению, отношение к
лесу изменилось. Люди вырубают леса, строят заводы и фабрики, устраивают в лесу
свалки мусора. Давайте посмотрим на карту на шей страны. Как в думаете, каким
цветом обозначают места, где растет лес? Правильно, зеленым. На сегодняшний
момент, леса в Республике Беларусь занимают 9,582 га. Нам с вами очень повезло
мы можем дышать чистым воздухом и пить чистую воду. В нашей стране созданы
заповедники и национальные парки, для того, что уберечь зеленое золото. Национальные
парки отличаются от заповедников тем, что в заповедники не пускают туристов,
человек не может там собирать грибы, ягоды, охотиться. А в национальные парки
организуют экскурсии. В одном из них даже живет настоящий Дед Мороз. Какой это национальный
парк ? Правильно, Беловежская пуща. (слайд № 4) Это старый, или по-другому
говорят, заповедный лес. Именно такими лесами, густыми, непроходимыми была
покрыта наша страна. Еще национальные парки, -это Нарочанский парк (слайд № 5),
Браславские озера (слайд № 6) и Припятский национальный парк (слайд №7). Еще наша страна
сохраняет лесное богатство в заповедниках Беларуси-Березинском биосферном
заповеднике (слайд № 8) и Полесском заповеднике (слайд № 9). Недавно в
Березинский Биосферный заповедник привезли из Канады удивительного зверя,
которого люди полностью истребили. Это тур (слайд № 10). Когда их во множестве
водилось на территории нашей страны, есть даже город, который так и
называется-Туров, во славу этих могучих зверей. Но, к сожалению, человек полностью
истребил туров, и теперь задача, которую мы, и вы в будущем-это вернуть этих
зверей снова, сделать их жизнь безопасной. Но вернемся к лесу. В Республике
Беларусь растут лиственные, хвойные и смешанные леса. Какие леса называют
хвойными? (Ответы учащихся) (слайд № 11) Какие леса называют лиственными?
(Ответы учащихся) (слайд № 12) А что такое смешанный лес? (Ответы учащихся)
(слайд № 13).
3.Ведущий:
А сейчас мы с вами проверим, насколько вы хорошо знаете хвойные и лиственные
деревья. Мы разобьемся на две команды, и
устроим эстафету. Задание: отделить хвойные и лиственные деревья. Выигрывает та
команда, которая быстрее, и главное, правильно разделит деревья. (слайд № 14)
Проведение
эстафеты, подведение итогов
4.Ведущий:-А сейчас мы
с вами окунемся в науку. Знаете ли вы, что лес-это не только чистый воздух, но
и чистая вода. Сейчас мы с вами увиди замечательный практический опыт, который
нам покажет, как земля, на которой растут растения очищают воду. (Для опыта:
три пятилитровые бутылки разрезаются, наполняются грунтом. В одну из них
предварительно высаживаются семена салата. Остальные заполняются грунтом,
щепками, камнями. Под бутылки вешаем небольшие бутылочки для наглядной
демонстрации чистоты воды и стока воды). – Сейчас мы нальем в наши бутылки воды
и посмотрим, из какой польется чистая вода. (Чистая вода льётся из бутылки с
посаженной зеленью). (слайд № 15) Таким образом, на практическом опыте мы
видим, что если на земле не будет зелени, вода будет грязной и люди не смогут
ее пить. А ведь есть еще животные, рыбы и насекомые, которым чистая вода очень
нужна для жизни. Вы должны запомнить, где есть лес-там есть чистый воздух и
вода.
5. Ведущий:- Мы начали говорить о животных,
насекомых. Хорошо ли знаете тех, кто живет в лесу? Сейчас посмотрим. Я
загадываю загадки, а вы отгадываете. (После каждой отгадки на доску вешается
наглядная иллюстрация животного и демонстрируется слайд)
Летом
бродит без дороги
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь (слайд № 16)
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь (слайд № 16)
Ведущий: Рыжий
маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А
на дереве в дупле.
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это... (Белочка (слайд № 17)
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это... (Белочка (слайд № 17)
Дикий
зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан) (слайд № 18)
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан) (слайд № 18)
Он
любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц) (слайд № 19)
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц) (слайд № 19)
6. Ведущий: -Вы молодцы.
Все отгадали. Мы с вами недавно делали удивительную аппликацию про лес. Только
в лесу не хватает жителей. Сейчас мы с вами поселим в нашем лесу тех, кто там
живет. Между прочим, в лесу живут не только звери, но и птицы и насекомые для
которых лес-родной дом.
Объемная
аппликация без животных:
Заселение
леса:
7. Ведущий:-А сейчас,
представьте себе, что в лес пришел человек, и после себя не убрал, а еще и
принес свой мусор с собой. Посмотрите, что будет с лесом. (Заполнение
аппликации бумажной иллюстрацией мусора).
8.Ведущий-Как же будут
жить наши жители? Ведь пластиковый и железный мусор разлагается до 500 лет, и
при этом отравляет собой почву, а через почву растения и грибы, которые едят
звери и люди. (слайд № 20) И лес, вместо пользы стал нести угрозу для жизни.
Погибают растения, а если нет растений погибают и насекомые, потом маленькие
зверьки, а затем крупные звери. Ведь в природе все взаимосвязано. Все природные
сообщества между собой. Как вы считаете, относить мусор в лес и устраивать там
свалку это достойно человека? (Ответы учащихся). А ведь человек может помогать
лесуи соблюдать правила поведения в лесу (слайд № 21). Давайте их повторим: не
разводить огонь, не разорять гнезда, не шуметь, не срывать с корнем грибы, не
разоряй муравейники, не обижай животных и главное-не мусори!!!А еще человек
может сажать новые деревья, подкармливать животных зимой, лечить от опасных
насекомых, которые портят деревья. Так человек помогает лесу. И когда приходишь
в лес, если вдруг намусорил, обязательно
убрать за собой мусор, принести в город и отправить мусор по нужным
контейнерам. Сейчас в каждом дворе стоят баки для раздельного сбора мусора. Не
забывайте, что переработанный мусор превратиться в полезные вещи, которые еще
долго могут послужить людям. (слайд № 22) А если просто выбрасывать мусор на
свалку, то там он будет очень долго разлагаться и портить наш воздух, отравлять
землю и воду. Сейчас мы с вами разложим тот мусор, который мы набросали в лесу
по нужным контейнерам.
Учащиеся раскладывают мусор по
контейнерам, которые обозначены: пластик, стекло, бумага.
9. Ведущий: -А сейчас мы с вами посмотрим небольшой мультфильм о том,
что мы с вами можем сделать, что бы сохранить лес (слайд 23).
10. Ну а сейчас закрепим наши знания. Мы с вами поиграем в игру, в
которой вы должны распределить по двум колонкам, какие вещи приносят вред лесу,
а какие пользу.
На доску вывешиваются
карточки:
Польза для
леса
|
Беда для
леса
|
Также вывешиваются
вразнобой картинки, которые изображают различные действия человека. Учащиеся
коллективно решают, под какой карточкой повесить изображение.
Картинный материал:
Человек
сажает дерево
Человек
разжигает костер
Человек
собирает сортирует мусор
Человек
разоряет муравейники
Человек
возвращает в дикую природу животных
Человек
привозит мусор в лес
Человек
оставляет за собой непогашенный костер
Человек
приносит корм животным зимой
Человек
собирает березовый сок в лесничестве
Человек
срывает грибы с грибницей
Человек
поджигает сухую траву в лесу
11. Ведущий: -Итак, мы запомнили основные правила
помощи лесу человеком. Мы должны помнить, что каждый человек ответственен за
нашу планету. Недавно мы с вами учили песенку, которая посвящена нашей с вами
планете Земля. Сейчас мы пропоем эту песню. (слайд 24)
Защитим нашу Землю
Мы от рук браконьеров
Не позволим мы трогать зверей .
Пусть живут на планете –
Заяц, волк и пантера
И в лесу пусть поет соловей.
Мы от рук браконьеров
Не позволим мы трогать зверей .
Пусть живут на планете –
Заяц, волк и пантера
И в лесу пусть поет соловей.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
2.
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
12. Ведущий: -Все отлично справились с заданием. Мы
должны запомнить, как люди могут помочь лесу. В нашей Республике каждый год
проводится замечательная акция-неделя леса. Каждый желающий посадить дерево,
приезжает в лесничество, которое дает инструменты, ростки дерева и показывает
место, где можно посадить росток. Это традиция продолжается несколько лет.
(слайд 25) Это наши будущие пущи, березовые рощи и дубравы.
-А сейчас мы с вами тоже будем делать нашу страну
зеленой. А поможет нам этом обычные семена салата. Мы посеем семена на макете
нашей Республики, и очень скоро мы увидим, как наша страна будет зелёной.
(слайд 26)
Посадка
семян кресс-салата на макете Республики Беларусь
13.Рефлексия:
Ведущий: -Наше познавательное мероприятие подходит к
концу. Давайте подведем итоги, я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
-Что такое зелёное золото? Почему оно так
называется?
-Чем отличается национальный парк от заповедника?
-Какие национальные парки и заповедники вы можете
назвать?
-Чем отличаются хвойные леса от лиственных?
-Назовите, чем человек может помочь лесу?
-Повторите правила поведения человека в лесу
14. Ведущий: Наше
развлекательно-познавательное мероприятие подошло к концу. Берегите природу,
ведь это ваше будущее. До свидания
Комментарии
Отправить комментарий