Использование дидактического синквейна в коррекционной работе


Использование технологии «Дидактический синквейн» в коррекционной работе по развитию лексико-грамматических навыков и связной речи у младших школьников
Сегодня большой популярностью в школьной практике у учителей пользуются дидактические синквейны. Их написание на уроках – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
Что такое синквейн?
Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет ничего сложного.
Слово «синквейн» в переводе с французского означает пять. Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
Где появился синквейн?
Родина синквейна – США начала XX века. Эта стихотворная форма сформировалась под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, её стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Как пишется дидактический синквейн?
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строке пишутся 2 прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
Третья строка – 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается фраза из 4 слов, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка включает слово-резюме, вывод, итог которое выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Синквейн с точки зрения педагогики
Написание синквейна с точки зрения педагогики - это свободное творчество, которое требует от ученика умения находить в учебном материале самые важные и существенные моменты, подводить итоги, делать выводы и резюмировать все сказанное выше. Все это должно быть кратко сформулировано. Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
На своих уроках я учу школьников работать с текстом: понимать прочитанное, отвечать на вопросы, пересказывать, грамотно высказывать свои мысли. Учащиеся испытывают трудности в формулировке выводов, заключений, подведении итогов, когда необходимо кратко подытожить прочитанное. В качестве помощи я предлагаю им составить синквейн, в процессе работы над которым они учатся отбирать нужные по теме слова.
Примеры синквейнов
Синквейн может использоваться на всех уроках. (Примеры синквейна на уроках «Человек и Мир»).
1. дыхание
2. постоянное, необходимое
3. происходит, обеспечивает, влияет
4. свойство жизни живых организмов.
5. жизнь
Место синквейна на уроке
Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы проверить, что находится у школьника на уровне ассоциации.
Учитель приступает к изучению новой темы и в начале урока даёт синквейн: «Что вы уже знаете об этом? Что думаете?» По полученным результатам он может корректировать представление ученика о данном понятии.
Середина урока. Тема трудна для восприятия. Ученики устали. Можно предложить им написать синквейн по какому-то разделу изучаемой темы. Учитель сразу поймёт, как идёт восприятие детьми нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину, прочность знаний покажет не только опрос, но и синквейн. Это достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочное суждение, ценностные ориентации школьников. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель видит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.
Таким образом, синквейн – инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
Синквейн развивает логическое, критическое мышление.
Синквейн это средство творческого самовыражения.
Синквейны – способ контроля.
Вариативность синквейна
Еще одной чертой синквейна является его вариативность. Различные варианты синквейнов часто способствуют разноплановому составлению заданий.
Возможны варианты:
·       С составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
·       Коррекция и совершенствование готового синквейна;
·       Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Работа над синквейном имеет коррекционную направленность. Я включаю в план урока работу над синквейном как коррекционно-развивающее упражнение, направленное на коррекцию мышления, памяти, психо-эмоциональной сферы учащихся.
Как работать с синквейном?
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя возможности парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей идеи, которые они могут сопоставить со своими. Синквейн – это возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Работать с синквейном можно самостоятельно на уроке или дома, индивидуально в паре, в группе
Почему популярен синквейн?
Почему синквейн пользуется в последнее время особым вниманием?
1. Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас.
2. Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.
3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.
4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым, стать хоть на мгновение творцом.
5. Написать стихотворение – получится не у каждого. Синквейн же получается у всех.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра