Детский театр как средство коррекционно-развивающей работы

 Детский театр как средство коррекционно-развивающей работы

Проблема выбора средств коррекционной работы с детьми с ОПФР  является актуальной как на уровне дошкольного, так и на первой ступени общего среднего образования. Творческое, познавательное и речевое развитие ребенка взаимосвязаны, и имеются средства, которые

позволяют сделать коррекционный процесс более эффективным.

Одним из эффективных средств обучения и воспитания ребенка в

дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра –

ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, театр – один из самых

доступных для восприятия видов искусства, который позволяет решать

многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с

художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных

качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а

вопросы педагога позволяют анализировать, делать выводы и обобщения.

Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. Участвуя в

театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во

всем его многообразии через образы, краски, звуки. С интеллектуальным

развитием тесно связано и совершенствование речи.

В процессе работы над словами персонажей расширяется словарь

ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, его интонационный строй,

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями,

умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную

речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию

каждого ребенка и позволяет решать многие педагогические и

логопедические задачи, касающиеся развития речи детей.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму

воспитания, Д. Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один другой вид

человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного

педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та

деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение,

без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре

возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его

реальностью. Поэтому почти каждое учебное упражнение или задание нужно 

преподносить детям в виде интересной увлекательной игры. Основой игр–

драматизаций на первом этапе могут стать сказки. При игре «в сказку»

ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как

положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между

добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для

самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от

шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы.

Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти,

формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность,

выразительность, координацию движений, повышает работоспособность,

тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе,

ведет к развитию речи.

Плоскостной театр – самый простой вид театра, помогает детям

«оживить картинку» и проиграть сюжет сказки или придумать свою

самостоятельно. Обогащает пассивный и активный словарь.

Настольный театр способствует развитию моторно-двигательной,

зрительной, слуховой координации. Помогает координировать движения рук

и глаз, сопровождать движения пальцев речью.

Совершенствованию, обогащению связной речи способствуют игры–

инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных

произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое

использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр и

изготовление книжек, альбома детского творчества и т. д.

Театрализованная деятельность может быть организованна в утренние

или вечерние часы; органично включается в различные занятия

(музыкальные, физкультурные, изобразительной деятельности, развитию

речи, окружающему миру, при обучении моделированию, решении

арифметических задач...).

Важно, чтобы все организованные формы театрализованной

деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит

индивидуальный подход к каждому ребенку. Исследования Г. А. Волковой,

показали, что театрализованные игры детей способствуют активизации

разных сторон речи – лексики, грамматического строя, диалога, монолога,

совершенствованию звуковой стороны речи и др.

Драматизированная форма подачи литературного произведения

облегчает понимание его смысла. Например, после прослушивания детьми с

общим недоразвитием речи сказки, они затрудняются назвать героев или

полностью раскрыть сюжет, но после инсценировки любым доступным

видом театра запоминают произведение и начинают использовать реплики и 

сюжет сказки в свободной игровой деятельности, что доказывает

эффективность использования театральной деятельности.

В коррекционной работе с данной категорией детей может

использоваться инсценировка рассказов, игры с распределением ролей,

теневой театр, а также пантомимика и жест (при исполнении песен, чтении

стихов, составлении рассказов).

Театрализованные игры организуются поэтапно. На первом этапе

выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и

пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим

драматизациям. Благодаря этому движения приобретают большую

уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного

движения на другое, понимают нюансы выражения лица, жестов и движений

другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и

свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции,

разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе возможно переходить к драматизации стихов,

прибауток, потешек. Дети заучивают тексты, затем разыгрывают их,

используя настольный или пальчиковый театр.

На четвёртом этапе можно переходить к более сложному виду

деятельности – драматизации рассказов и сказок. Для этого можно

используются рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку),

«Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Как собака себе друга

искала» (мордовская сказка) и др. Дети могут разыгрывать текст как актёры,

используя маски и костюмы.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной

работе способствует организация предметно – игровой среды: помещение

детского театра с занавесом и зрительным залом; театральные уголки для

самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров,

элементы костюмов, бутафория.

Содержание театрализованных занятий может включать:

 просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

 игры – драматизации;

 разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

 упражнения по формированию выразительности исполнения

(вербальной и невербальной);

 упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным,

чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом 

являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. Дети по

своему желанию выбирают роль и, перевоплотившись в героя, проигрывают

небольшие этюды. После распределения ролей начинается индивидуальная

работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинами. При

разучивании реплик в вопросно-ответной форме следует выявить, какие

свойства характера присущи каждому персонажу, какими должны быть

выразительные движения, а главное, интонация действующих лиц.

Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной

деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит

индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы

должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и

педагогов. Повторный показ для родителей актёров и гостей. Присутствие

зрителей во время инсценировок повышает мотивацию детей и вызывает

желание лучше сыграть свою роль.

Театрализованные игры помогают ребёнку передать свои эмоции,

чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к

выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного

обучения) можно воспитывать только путём привлечения ребёнка к

выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя

использование всех выразительных средств в разных вариациях и

интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные

потребности.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра