Эффективные приемы взаимодействия семьи и педагога в классе интегрированного обучения и воспитания»
Детство
– уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и
осуществляется личностное развитие. В то же время, это период, в течение
которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых –
родителей, педагогов. Воспитательные функции школьного учреждения и семьи
различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Семья
и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего,
но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы
услышать и понять друг друга. Сегодня все специалисты признают важность
привлечения родителей к участию в работе школы, однако в реальных
взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония.
Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и
профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности,
этнические стереотипы, чувство обиды – все это может привести к формированию
личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными
участниками в воспитании своих детей. Сегодня в обществе идет становление новой
системы образования.
Исходя
из этого, одной из основных задач является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный
процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения
воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической
компетентности. Проблема вовлечения родителей в единое пространство школы
решается в трех направлениях:
1.Работа с коллективом
школы по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой
новых форм работы с родителями.
2. Повышение
педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей
в деятельность школы.
Самыми распространёнными
методами работы с родителями являются:
ü Наглядная
информация для родителей.
Родители
получают консультации высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога
– психолога медицинских работников, учителя по физической культуре, по музыке,
учителей предметников по английскому языку. С большим удовольствием родители
рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также
фотографии из жизни детей в классе и различные подтверждения успехов детей
(наклейки, картинки, звёздочки, пятёрки)
ü Беседы
с родителями
Общаясь с родителями,
нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к
нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно
пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило
трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум
три психологических плюса.
Самые универсальные –
это:
Улыбка,
Имя
собеседника
Комплимент.
В
общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а
то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные,
усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого
поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала
нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о
проблемных сторонах ребенка.
Кроме
этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с
собеседником :
Одновременно с улыбкой
необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует
«сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и
удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы
близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас
выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но
не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры,
«увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист
бумаги в руках).
Использовать по ходу
разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом
поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в
позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация
в голосе).
Использовать прием
присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как
можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны
это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были
здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас
объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
ü Родительские
собрания.
Методические приемы,
которые позволят повысить эффективность проведения родительского собрания:
- создание ситуации
открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к
снижению напряженности родителей и педагога,
- вовлечение родителей
в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
- предоставление
возможности родителям поделиться собственным опытом.
В основе описываемых
приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить
их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Я
считаю, что самой важной формой взаимодействия семьи и школы является индивидуальная
работа с каждым родителем. Прежде всего, нужно изучить специфику семьи: беседы
с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с
детьми, как в классе, так и дома, наметить конкретные пути совместного
взаимодействия с ребенком.
Для
того чтобы начать изучать семью, установить контакт с её членами, согласовать
воспитательные действия на ребёнка, я считаю, что работу нужно начать с
анкетирования «Сотрудничество семьи и школы». После изучения анкет, мы увидим
реальную картину, сможем проанализировать специфику семьи и семейного
воспитания школьника, степень «включённости» родителей в
воспитательно-образовательный процесс.
По степени
«включенности» выделяют три группы родителей:
ü Родители
– лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в
воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы
образовательного учреждения (активные участники педагогического процесса,
заинтересованные в успешности своих детей).
ü Родители
– исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации
(заинтересованные, но желающие решить проблему с помощью специалистов).
ü Родители
– критические наблюдатели, равнодушные, живущие по принципу: «меня воспитывали
так же».
Сегодня
большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой
физического выживания, многие родители самоустраняются от решения вопросов
воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владеют в достаточной
мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, чаще
всего осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не
приносит позитивных результатов.
Человеку
нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно,
родителей важно заинтересовать работой в школе, показать, что может школа
сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Используя
принцип индивидуального подхода к участию родителей, дополним традиционные
формы работы с родителями новыми, способствующими вовлечению в работу большей
части семей.
Активные формы, методы
и приёмы
ü «Школа
любящих родителей» – основным направлением деятельности школы является оказание
психолого-педагогической помощи родителям учащихся, пропаганда положительного
опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах
подготовки детей к обучению.
ü Презентация
учреждения. Цели: показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию
личности каждого ребенка, его психических процессов.
ü Открытые
мероприятия с детьми в школе для родителей.
ü Анкетирование
родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во
мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
ü Тематические
консультации. Проводятся плановые и неплановые, индивидуальные и групповые
консультации. Темы консультаций формируются из поступающих запросов родителей.
ü Групповые
собрания родителей. На групповых собраниях родители знакомятся с содержанием,
задачами и методами обучения детей определенного возраста в условиях школы и
семьи.
ü «Круглый
стол» с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием
специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания и развития
детей. На заседание “круглого стола” приглашаются родители, письменно или устно
выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.
На заседаниях круглого стола успешно используется прием работы – решение
педагогических ситуаций. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает
общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
В
настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями,
как исследовательско -проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В
процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а
конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники
игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и
найти приемлемое решение
Использование игровых
приемов на родительских собраниях, средство развития коммуникативной компетентности
родителей.
ü «Клубок
вопросов»
В
начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют
его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из
родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в
один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок,
ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят
другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен
передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все
вопросы.
ü «Карусель
проблем»
Все
участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается
на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа.
Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает
проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким
образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как
только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению заканчивается.
Проводимая работа будет
способствовать повышению внимания родителей и учителей к переживаниям ребенка в
адаптационный период жизни в школе, повысится уровень
воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию
их творческой инициативы, педагоги получат не только теоретические знания, но и
практические навыки общения с родителями. Использование разнообразных форм
работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей»
станут активными участниками встреч и помощниками учителя, будет создана
атмосфера взаимоуважения.
Семья
и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку
социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные
условия для вхождения маленького человека в большой мир. Все это будет
возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут
непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и школы редко
возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий
терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Хочется верить, что наши
дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Комментарии
Отправить комментарий