Конспект урока по учебному предмету "Литературное чтение" по теме К.Чуковский "Путаница"


Конспект урока по учебному предмету: «Литературное чтение»
Тема: К.Чуковский «Путаница»
Класс: 4 класс (4 год обучения) интегрированного обучения и воспитания (обучение по программе для учащихся с трудностями в обучении)
Цель: формирование представления учащихся о литературном произведении К. Чуковского «Путаница»
Задачи:
·       Закрепление навыков чтения с помощью слоговых таблиц
·       Формирование представления учащихся о биографии писателя К.Чуковском
·       Формирование представления учащихся об особенностях литературного произведения «Путаница», особенностях малых литературных форм
·       Закрепление навыков интонационно выразительного чтения литературного произведения
·       Закрепление умения пересказывать и запоминать речевой материал с помощью инсценировки сказки
·       Развитие внимания, связной речи, памяти учащихся
·       Воспитание интереса к живой природе
Оборудование: учебник «Литературное чтение», презентация по сказке, фото К. Чуковского, иллюстрации к книгам автора, аудиосказка «Путаница», таблицы по сказке для учащихся, словарные слова по сказке
Ход урока:
1.    Оганизационно-мотивационный этап:
1.1.        Приветствие учащихся
1.2.        Артикуляционная разминка с использованием артикуляционной сказки: «Лягушонок»
1.3.        Чтение слоговых таблиц с использованием музыкального произведения
1.4.        Проверка домашнего задания
2.    Основной этап:
2.1.        Знакомство с творческой биографией К. Чуковского (слайд 1,2)
Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) – русский писатель,  переводчик, сказочник,  критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Он родился в Петербурге. Его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий.  В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости».       Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык.
У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Это первые строчки его сказки «Крокодил».
И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.
Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился «Мойдодыр».(Слайд3)
В  народе  Чуковского  называли  «дедушкой» ещё при жизни. Важно отметить, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе почётное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича  называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни.
2.2.        Знакомство с литературным произведением «Путаница»
2.3.        (Слайд 4)
2.3.Словарные слова:
Паинька – ласковое название послушного ребёнка
Лопотал  - говорить много, быстро, неясно
Ковш - округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.
2.4.Зрительная гимнастика, пальчиковая разминка
2.5.Прослушивание аудио сказки «Путаница» (Слайд5)
2.6. Обсуждение сказки, введение в речь название нового литературного термина-небылица (запись определения в тетрадь)
Небылица-шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (слайд 6)
2.7.Чтение произведения учащимся по цепочке в учебнике
2.8.Физкультминутка
2.9. Обсуждение прочитанной сказки:
Что случилось с героями произведения?
Почему им надоело говорить своими голосами?
      Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
К чему привела их шалость?
Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
Смогли бы они потушить море?
Кто потушил море? Зачитайте.
Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?
Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
3.    Чтение по ролям сказку с использованием масок
4.    Самостоятельная работа учащихся с использованием таблицы:
«Эй, пожарные, бегите!  Помогите,  помогите!»
заинька
«Кому велено чирикать – не мурлыкайте!»
медведь
«Мы хотим, как лягушата, квакать!»
кит
«Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»
утята
Определите героя, который говорит следующие слова:
5.    Рефлексия проведенного урока
6.    Запись домашнего задания




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра