Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра
Образовательная политика Республики Беларусь, направленная на включение
лиц с особенностями психофизического развития в процесс обучения совместно с
детьми, не имеющих нарушений в развитии. Данная форма предполагает организацию
обучения, которая обеспечивает комплекс педагогических условий, необходимых для
приобретения опыта социального взаимодействия между учащимися [3].
Компетентностная модель обучения учащихся с расстройствами аутистического
спектра (далее РАС) предполагает развитие коммуникативных знаний и умений одной
из ведущих задач, способствующих социальной интеграции учащихся с
аутистическими нарушениями в социум. Интеграция детей с РАС в школьную среду
характеризуется рядом специфических трудностей, вызванных, прежде всего,
коммуникативно-поведенческими особенностями детей.
Поиск нетрадиционных подходов к организации образовательного процесса,
одним из которых является использование театрализованной деятельности, является
благоприятным стимулом для развития коммуникативных компетенций учащихся с РАС.
В зарубежных литературных источниках отмечается, что использование
драматизации в образовательном процессе с детьми с аутистическими нарушениями
также значимо, как и обучение учебным навыкам. Театральная деятельность
выполняет особые функции: образовательную, воспитательную, развивающую.
(А. Н. Кожевникова). Театрализованная деятельность-это творческая
работа ребенка, связанная с моделированием образов [1]. Театрализованная деятельность
предполагает воплощение художественных образов средствами
интонационно-пластической выразительности. Экспрессивное выражение ребенком
принятой роли способствует уточнению и обогащению эмоционально-чувствительного
опыта и обеспечивает личностное принятие нравственных норм [2].
Примечание: система вербальной коммуникации
используется при наличии у ребенка эхолалической речи, навыков вербальной
имитации.
Формирование
умения отвечать на приветствие и прощание другого человека, умения выражать
просьбы:
1. Ритуалы
приветствия и прощания, коммуникативные игры с педагогом и учащимися.
Игры-ритуалы на
групповое приветствие и прощание «Улыбка по кругу», «Шла по лесу принцесса»,
«Ласковое имя», «Комплименты», «Как здоровается весь мир», «Шел однажды
человек»
На начальном этапе действия по тексту выполняет педагог, проговаривая
слова и демонстрируя образец для имитации движений, стимулируя учащихся для
повторных действий. В дальнейшем, учащиеся имитируют ритуалы приветствия и
прощания, постепенно переходя к повторению слов. Данный вид педагогической
деятельности позволяет активизировать интерес учащихся к последующей
деятельности, формирует умение здороваться и прощаться с людьми.
Примечание: система вербальной коммуникации
используется при наличии у ребенка эхолалической речи, навыков вербальной
имитации.
2.Коммуникативные
игры.
Использование коммуникативных игр проводится в подгруппой форме с
участием других учащихся. Игры «Где мы были, мы не скажем», «Смелые мышки»,
«Дождь» и т.д. проводятся в активной форме. Одно из условий-добровольность
участия детей с РАС. На начальном этапе учащиеся с РАС могут наблюдать, или
частично участвовать. При систематическом использовании в
коррекционно-образовательной работе коммуникативных игр, в качестве части
организованных театрализованных игр-занятий, релаксационного компонента урока
или коррекционных занятий, на перемене, в качестве подвижных игр на прогулке в
группе продленного дня происходит процесс постепенного включения учащихся с РАС
в игру.
Дети с РАС могут испытывать сильное эмоциональное возбуждение во время
игры, что может выразится выкриками и проявлениями стеретипичного поведения.
Перед каждой игрой педагог объясняет правила совместной коммуникативной игры,
используется жетонная система оценивания поведения. Коммуникативные игры
способствуют развитию умения выполнять инструкции, формируют умения
саморегуляции
Формирование
умения понимать и передавать базовые эмоции средствами театрализованной
деятельности:
Способы реализации: игры-имитации:
Игры-имитации, направленные на формирование умения имитационной передачи
учащихся физических особенностей животных, человека под заданный педагогом
литературный текст или определенное задание.
Введение
игр-имитаций осуществляется в несколько этапов:
а) демонстрации
наглядного и видеоматериала выбранного персонажа, б) демонстрируются
характерные черты, в) озвучивается название, способы передачи через движение и
мимическую передачу информации, в) демонстрация педагогом выбранной эмоции и
сравнение с наглядным материалом, г) чтение литературного произведения и
невербальная передача эмоции согласно
тексту педагогом, потом учениками. Варианты игр-имитаций: «Утка», «Хитрая
лиса», Радостный человек» и т.д. направленны на формирование умения выполнять
короткие инструкции, угадывать и передавать характерные физические и
эмоциональные особенности заданных персонажей.
Разыгрывание игр-имитаций осуществляется с активными действиями педагога,
который демонстрирует образец для подражания, осуществляет контроль, создает
ситуацию успеха. Игры-имитации способствуют формированию начальных знаний об
эмоциях, способов передачи определенного эмоционального состояния посредством
пластических движений. Начинать определение эмоций необходимо с базовых
эмоциональных состояний: радость, печаль, злость, страх, интерес, удивление,
стыд, вина (К.Э Изард). В качестве наглядного материала используются карточки с
изображением эмоционального состояния, видеоматериалы, карточки с героями.
Сюжет театрализованных игр-имитаций усложняются: от пластических этюдов и
имитации отдельных действий, физических особенностей человека и животных до
передачи цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных
эмоций героя, завершающим является невербальная передача образов знакомых
литературных персонажей.
Таким образом, приемы использования
театрализованных игр выполняют задачи формирования умений учащихся понимать и
выполнять инструкции педагога, умения здороваться и прощаться, отвечать на
приветствие других людей. У учащихся с РАС формируются знания о базовых эмоциях
людей, характерных внешних признаках проявлениях эмоционального состояния,
способах их передачи.
Использованные литературные источники:
1.
Гаманович,
В. Э. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативной
компетентности учащихся с особенностями психофизического развития / В. Э.
Гаманович, Н. Н. Рубаха // Адукацыя i выхаванне. – 2019. – № 9. – С. 39–46.
2.
Гурьянова
Т.В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического
спектра // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII
междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, июль 2015 г. / СПб. : Свое
издательство, 2015. – 129–131 с.
3.
Концепция развития инклюзивного образования лиц
с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь на 2015-2020
гг. / Ком. по образованию Мингорисполкома, Мин. гор. ин-т развития образования.
– Минск : [б. и.], 2015. – 17 с.
4. Миненкова,
И.Н. Этический театр для младших школьников с нарушениями зрения:
учебно-методическое пособие/ И. Н. Миненкова.-Минск: БГПУ, 2007.-104
с.
Комментарии
Отправить комментарий