К 75-летию Великой Победы , сценарий классного часа: "Огненная ночь"


Сценарий классного часа в классе интегрированного обучения и воспитания (4 класс,4 год обучения)
Возраст учащихся: 10 лет
Тема: «Огненная ночь в Осиповичах»
Цель: формирование национального самосознания учащихся
Задачи:
·       Формировать представления учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945
·       Формировать преставления учащихся о герое Великой Отечественной войны-Ф.А. Крыловиче
·       Формировать представления учащихся о самой крупной железнодорожной диверсии, произошедшей в г. Осиповичи, влиянии диверсии на дальнейший ход военных действий
·       Воспитывать уважение к подвигу белорусского народа во время Великой Отечественной войны
Оборудование: презентация: «Огненная ночь», лист формата А1 для совместного коллажа, клей, гуашь, заготовки для коллажа
Предварительная работа: изучение фотографий героев Великой Отечественной войны, заучивание трех столбиков стихотворения Р.Гамзатова «Нас двадцать миллионов»
Ход урока:
1.    Организационный момент
1.1.        Приветствие учащихся
«Передать другу радость». Учащиеся по кругу передают пожелания добра, хорошего настроения, пожимая друг другу руки.(слайд 2
2.    Беседа «Великая Отечественная война и Беларусь» (слайд 3)
В годы Великой Отечественной войны Беларусь потеряла каждого третьего жителя, но даже залитая кровью миллионов людей, разграбленная и полуразрушенная, страна не сдавалась. Спустя многие десятилетия память о подвиге народа, который внес величайший вклад в Победу над фашизмом – священна. Среди 34,4 миллиона советских воинов, участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, свыше 1,3 миллиона – белорусы и уроженцы Беларуси.

На белорусской земле Великая Отечественная война (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.) длилась 3 года 1 месяц и 6 дней – с 22 июня 1941-го по 28 июля 1944 года. Здесь проходили масштабные сражения и военные операции, среди которых:
·       героическая защита Брестской крепости уже в первые дни войны (слайд 4)
·       оборона Могилева, который не сдавался 23 дня и ночи (слайд 5)
·       "Багратион" – одна из величайших наступательных операций в истории человечества… (слайд 6)
Оккупированная фашистами Беларусь стала страной, где развернулось крупнейшее в Европе партизанское и подпольное движение. Против захватчиков сражались свыше 374 тысяч партизан, более 70 тысяч участников насчитывало антифашистское подполье.
Первый партизанский бой Второй мировой войны провел 28 июня 1941 года в окрестностях Пинска отряд легендарного командира Василия Коржа (слайд 7)
Первыми партизанами-героями СССР в 1941 году стали белорусы Тихон Бумажков и Фёдор Павловский (слайд 8)
2.1. Чтение учащимися отрывок из стихотворения Р. Гамзатова «Нас двадцать миллионов»
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.(ученик 1)
Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям. (ученик 2)
А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас. (ученик 3)
2.3. Подвижная игра: «Перейди через минное поле»
На полу раскладываются скомканные листы бумаги «мины», выбираются 2 команды, одному ученику завязывают глаза, второй ученик говорит, куда нужно идти. Например «сделать один шаг вправо, пройти 3 шага вперед» и т.д.
2.4. Беседа «Огненная ночь»
Одно из значимых и крупных диверсий за Великую Отечественную войну произошло в маленьком городе Могилевской области. Это город Осиповичи. (слайд 9). Именно там глубокой ночью 30 июля 1943 года мощный взрыв сотряс город. Разбуженные им горожане в спешке стали покидать свои дома. Взор каждого из них в тот момент был направлен в сторону железнодорожной станции – там бушевал огненный смерч, взвивались в небо облака черного дыма, рвались авиабомбы, артиллерийские снаряды, противопехотные мины и прочие боеприпасы... Весь этот Армагеддон длился на протяжении десяти часов, и его разрушительные последствия находящиеся в городе немецко-фашистские захватчики ощущали еще долго, вплоть до полного их изгнания Красной армией с Осиповичской земли в конце июня 1944 года. Гораздо позже, в 1970 году, почти через 30 лет после этого события, в интервью популярному в Советском Союзе молодежному журналу "Смена" Пантелеймон Пономаренко, бывший первый секретарь ЦК КП(б)Б, в годы Великой Отечественной войны начальник Центрального штаба партизанского движения, отмечал: "Если бы речь шла о самой выдающейся операции, совершенной одним человеком, я бы, не задумываясь, ответил: уничтожение четырех военных эшелонов на станции Осиповичи в июле 1943 года. Их взорвал комсомолец Федор Крылович…" (слайд 10) Сама же эта боевая операция, кстати, признанная военными историками наиболее крупной диверсией на железнодорожном транспорте в годы Второй мировой войны, стала логичным результатом непримиримой борьбы с врагом, которую вели в Осиповичском районе и на соседних с ним территориях партизаны и подпольщики. Так, уже в июле 1941 года в данном регионе был сформирован первый партизанский отряд во главе с председателем Осиповичского райисполкома Николаем Королевым, а вскоре и в Осиповичах начало действовать подполье, одним из организаторов которого как раз и стал потомственный железнодорожник Федор Андреевич Крылович. В том, что на переднем крае конспиративной борьбы с врагом оказался именно этот человек, нет ничего удивительного. По воспоминаниям его боевого соратника Леонида Верещагина, живущего и поныне в Осиповичах, "Федора знали и любили в городе. Высокого роста, широкоплечий, он был необыкновенно подвижным, общительным, смелым и решительным парнем... Те, кто помладше, стремились подражать ему. Для нас слово Федора было законом". Более того, к началу Великой Отечественной войны у него за плечами уже имелся определенный опыт участия в боевых действиях: в 1937 году после окончания школы связистов в Ульяновске он был призван в Красную армию и в составе мотострелкового полка воевал сначала на Дальнем Востоке – на Халхин-Голе и у озера Хасан, а затем был переправлен на противоположный театр военных действий Советского Союза – на войну с Финляндией. В 1940 году он возвратился в Осиповичи и вернулся на свое прежнее место работы – на железнодорожную станцию. Когда же стало известно о нападении Германии на СССР, сержант запаса Ф. Крылович вместе со своими друзьями явился в военкомат. Однако в мобилизации ему было отказано – на работников железной дороги в то время накладывалась бронь. В первые дни войны, естественно, никто не знал, насколько интенсивно враг будет продвигаться на восток. Поэтому специалистам железнодорожной инфраструктуры предписывалось выполнять свои служебные обязанности. Осиповичи же были крупной узловой станцией, через которую проходила эвакуация, и работы по обеспечению бесперебойного прохода составов хватало всем. 30 июня в Осиповичи вошли фашисты, и Федор со своими товарищами-путейцами предпринял попытку покинуть город. Однако сделать им это не удалось, поскольку враг отрезал пути отступления. Особо унывать по этому поводу Ф. Крылович не стал. Он твердо верил в мощь советского оружия и был уверен, что не сегодня завтра Красная армия вернется и его труд на железной дороге будет снова востребован. Фашисты же довольно быстро выявили всех оставшихся в городе железнодорожников и заставили работать на себя. Среди них оказался и Ф. Крылович, который был зачислен электромонтером в бригаду станционных электриков. Но время шло, а ожидания не оправдывались. Особой охоты трудиться на врага у Федора не было. Тогда он и решил использовать свою работу как прикрытие в борьбе с фашистами и влился в ряды одной из стихийно созданных из железнодорожных рабочих групп сопротивления. Каких-либо серьезных организованных действий осиповичские подпольщики поначалу не предпринимали, занимались саботажем: сыпали песок в буксы колес, повреждали цилиндры у паровозов. Федор, имевший навыки радиолюбителя и армейскую специальность связиста, собрал радиоприемник. В доме Крыловичей подпольщики слушали передачи из Москвы, записывали сводки о боевых действиях на фронте и распространяли их в виде листовок. Помогал им в этом и отец Федора – Андрей Андреевич. Со временем подпольщики вышли на связь с партизанами и стали выполнять их задания, снабжали народных мстителей разведданными, передавали им лекарства и амуницию. В начале июля 1943 года уполномоченный ЦК ЛКСМБ, секретарь Могилевского подпольного обкома комсомола Петр Воложин, прибывший незадолго до этого в расположение 1-й Бобруйской партизанской бригады, в своем письме секретарю ЦК ЛКСМБ Кириллу Мазурову рапортовал: "О подполье. Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи – Крылович Ф.А. ...Он по моему поручению организовал 9 комсомольских организаций по 3–4 человека… Этот Крылович Федя… энергичный и инициативный, исполнительный. Вот что он проделал за свое пребывание в Осиповичах: кроме этих 9 организаций, у него есть еще 11 человек диверсантов и 5 распространителей литературы. Состав – комсомольцы и молодежь. Друг с другом они не связаны. Эта группа уничтожила за свое существование 21 цистерну с горючим, 13 платформ с горючим. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции выведен на 6 месяцев… переправил в партизанские отряды 52 человека молодежи. Парень хорошо знает работу подполья, конспирации. Поставил перед ним ряд новых задач и основное – активизация действий созданных организаций". Скорее всего, тогда же с Ф. Крыловичем была оговорена и возможность диверсии на железнодорожной станции. По крайней мере, об этом можно судить по характеру известных по архивным источникам действий вожака комсомольцев Могилевщины. Так, в середине июля 1943 года П. Воложин встретился с командованием спецотряда Наркомата госбезопасности БССР "Храбрецы", который базировался в Октябрьском районе Полесской области. Там он получил две магнитные мины английского производства. Их ему выдали в обмен на обязательство поставлять отряду разведывательную информацию из Осиповичей. Затем эти мины и были переправлены Ф. Крыловичу. С выполнением полученного задания Федор медлить не стал. Как раз 29 июля 1943 года была его смена дежурить по станции. Он предусмотрительно замаскировал мины на дне своего переносного ящика с инструментами. Ближе к полуночи прибыл эшелон с горючим. Обычно такие составы подолгу не задерживались, но этот почему-то отправлять не спешили. Причина выявилась довольно скоро - на станции на пути следования поезда вышел из строя семафор, ремонтировать который экстренно и вызвали подпольщика. В сопровождении немца-охранника Ф. Крылович отправился к месту поломки: идти пришлось вдоль того самого состава с горючим. Когда конвоир отвлекся, Федор установил одну мину на платформе с цистерной, заполненной бензином, в голове эшелона. Вторую ему удалось незаметно поставить на обратном пути в хвосте состава. Обе мины должны были взорваться в пути. Однако снова произошла неожиданность. Вместо того чтобы немедленно отправить эшелон с горючим из Осиповичей, его переставили на путь, расположенный рядом с могилевским вагонным парком, где уже находились составы с боеприпасами и военной техникой. Пока Федор ремонтировал семафор, время перевалило за полночь, и его смена закончилась. Справившись с поломкой, поспешил домой. Естественно, заснуть он не мог, ждал, что же произойдет. И когда стрелка на циферблате его часов приблизилась к трем, на станции раздался взрыв, ее окрестности осветило пламя. Не прошло и несколько минут, как одна за другой начали взрываться цистерны с горючим. Фашисты предприняли было попытку расцепить состав и оттащить несколько последних цистерн. Но тут сработала вторая мина, и огненный смерч перекинулся на соседний состав с авиабомбами и артиллерийскими снарядами, которые стали также взлетать на воздух. (слайд 11)  Сделать что-либо в этой ситуации уже было невозможно, и уцелевшие немцы просто разбежались. А тем временем пламя охватило еще два соседних состава, на одном из которых перевозились новейшие образцы вооружения и танков.
Архивные документы сохранили свидетельства очевидцев устроенной Ф. Крыловичем диверсии. В частности, дежурный офицер оперативного отдела 203-й охранной дивизии сделал следующую запись в дневнике боевых действий: "30.07.1943. Около 2 часов на станции Осиповичи на железнодорожном составе с горючим взорвалась магнитная мина. В результате пожара сгорело 29 цистерн с бензином, 60 вагонов с боеприпасами и эшелон с боевой техникой. В результате взрывов боеприпасы разбросаны по всей территории. Срочно затребованы пиротехники из Минска и Могилева для обезвреживания всюду разбросанных снарядов и бомб. По данным 550-й полевой комендатуры, потери до сих пор составили 3–4 солдата убитыми, 27 солдат и 6 железнодорожных служащих ранено".

В своем письменном отчете о проведенной им операции Ф. Крылович несколько уточнил ее размах и итоги: "В результате взрыва уничтожено: 8 цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков "Тигр", 3 танка "Л-20", 10 бронемашин, 12 вагонов с продуктами, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад… Сведения мною уточнены".

Конечно, описанные в немецком источнике и в рапорте Ф. Крыловича потери противника необходимо рассматривать как особо крупные с материальной точки зрения. Но есть и еще один момент: на танки "Тигр" германское командование возлагало большие надежды в операции "Цитадель", которую противник запланировал провести под Курском и начало которой несколько раз откладывалось именно из-за недостаточной укомплектованности штурмовых частей этими боевыми машинами. И кто знает, может как раз тех самых "8 цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков "Тигр", 3 танка "Л-20", 10 бронемашин" не хватило фашистам в завершающей битве в начале августа 1943 года на Курской дуге?..

Хотя общий успех операции на станции Осиповичи был обусловлен стечением обстоятельств, это никоим образом не умаляет заслуг Ф. Крыловича. Они, кстати, отмечались и противником. Так, бывший офицер генерального штаба вермахта Эйке Миддельдорф спустя несколько лет после войны в своей книге "Тактика в русской кампании" напишет: "Действия русских партизан во время проведения крупных наступательных и оборонительных операций сильно затрудняли обеспечение немецких войск и проведение оперативного маневра… Крупного успеха добились партизаны также в июле 1943 года, когда ими на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками "Тигр".
Об успешно проведенной в Осиповичах операции стало известно не только в Москве, но и в Берлине. Правда, поначалу фашисты приняли случившееся за действия советской авиации. В своих воспоминаниях П. Пономаренко отмечал: "Эта диверсия разбиралась в немецком генштабе. Восемь генералов охранной службы были сняты со своих постов, некоторые расстреляны. Следствие сочло их виновными в том, что они не уберегли столь необходимые немецкой армии составы. Ведь шли бои на Курской дуге». Диверсия имела еще один непредвиденный результат. Когда стали рваться вагоны с боеприпасами, разбежалась не только станционная охрана, но и охранники фашистского концентрационного лагеря, расположенного в 150 метрах от железнодорожного полотна, и его узники, а это в основном пленные красноармейцы, оказались на свободе. Большинство из них затем пополнили партизанские отряды, дислоцирующиеся в окрестных с Осиповичами лесах.
Таким образом, диверсия, совершенная Ф.А. Крыловичам поспособствовала победе нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.  Город Осиповичи развивается и живет, свято храня память о своем сыне.(слайд 12)
3.    Составление коллажа «Огненная ночь»
4.    Рефлексия
5.    Прощание с учащимися


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра