Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса классов интегрированного обучения и воспитания и пункта коррекционно-педагогической помощи к началу 2020/2021 учебного года

 

Образовательный          процесс при реализации образовательной программы специального образования     на уровне общего среднего образования, образовательной программы на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью носит коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании) и образовательных программ общего среднего образования (статья 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании). В своей деятельности педагогические работники учреждений общего среднего образования, осуществляющих интегрированное обучение и воспитание, при реализации образовательной программы общего среднего образования, руководствуются:

ü Положением о специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 132;

ü Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38;

ü Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283;

ü Положением о вспомогательной школе (вспомогательной школе- интернате), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 94;

ü Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от      19.07.2011 № 93, с учетом особенностей, установленных в статье 276 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

ü Инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь о преподавании соответствующих учебных предметов в 2020/2021 учебном году, разработанными для учреждений общего среднего образования.

Учебно-программная документация образовательных программ специального образования

Учебные планы специального образования на уровне общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. №155 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі».

          Учебные программы для всех видов учреждений специального образования размещены на национальном образовательном портале https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Специальное образование / Учебные программы. Обращаем внимание, что распределение времени по темам в учебных программах является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также перераспределять в пределах 2-3 часов количество учебных часов между отдельными темами, использовать по своему усмотрению резервное время.

Учебные издания

В 2020/2021 учебном году для учреждений специального образования с белорусским и (или) русским языками обучения и воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на национальном образовательном портале https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Специальное образование / Перечни учебных изданий для учреждений специального образования, а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2020 г., № 10). К новому учебному году издано учебно-методическое пособие для педагогических работников «Развитие речи младших школьников с нарушением слуха», в котором впервые используются технологии дополненной реальности. С помощью QR закодирована видеоинформация (варианты заданий), которая помещена в учебных пособиях «Развитие речи» для I-III классов специальных общеобразовательных школ. Для декодирования могут использоваться личные девайсы педагогических работников с установленной программой считывания кодов.

Учебно-методические комплексы для факультативных занятий

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать   учебно-методические комплексы (далее – УМК), рекомендованные Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования).

Учебные программы факультативных занятий, перечень УМК для факультативных занятий, а также компоненты отдельных УМК размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы. 2020/2021, https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы. 2020/2021).

Электронные средства обучения

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (легкой, умеренной, тяжелой) разработаны справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК).

Разработанные модули ЭУМК сгруппированы по четырем основным направлениям:

·       Коммуникативное развитие: «Элементы грамоты и развитие речи», «Русский язык», «Литературное чтение»;

·       Социальное развитие: «Ориентировка в окружающем мире», «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация»;

·       Эстетическое развитие: «Изобразительное искусство», «Изобразительная деятельность», «Музыка», «Музыкально-ритмические занятия»;

·       Математическое развитие: «Элементы арифметики», «Математика».

Все разработанные ЭУМК и электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by).

Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические издания для учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образования).

На национальном образовательном портале функционирует онлайн-каталог «Учебники.by» (http://adu.by / Учебники.by), в котором предоставлена информация обо всех учебных изданиях, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические и дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.

Особенности организации учебного процесса

Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать:

·       качество специального образования;

·       реализацию компетентностного подхода;

·       охрану здоровья обучающихся;

·       соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

·       создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

·       создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

·       создание специальных условий для получения образования лицами  ОПФР.

Обращаем внимание, что для организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР на уровне общего среднего образования необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Инструктивно-методические письма).

Работа специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания

Порядок создания специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определен Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 (далее – Инструкция 2).

Решение об открытии специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания принимает учредитель учреждения образования.

          Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса об образовании. По решению учредителя в соответствии с пунктом 17 статьи 268 Кодекса об образовании может быть установлена меньшая наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания.

Не рекомендуется зачислять в один специальный класс учащихся, имеющих разную структуру и (или) степень тяжести физических и (или) психических нарушений (например, учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и учащихся с интеллектуальной недостаточностью), учащихся, обучающихся по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования разных классов (например, І и ІІ классов, ІІ и ІІІ классов), и др.

При организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания необходимо учитывать следующее.

          При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в I и II классах интегрированного обучения и воспитания учебные занятия по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуется проводить учителю со всем классом. Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и учебные занятия с детьми с ОПФР по остальным учебным предметам учебного плана соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната). В III–V классах интегрированного обучения и воспитания при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования рекомендуется проведение учебных занятий со всеми учащимися класса. При этом учебное занятие по учебному предмету проводят учитель и учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания (за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Трудовое обучение», «Иностранный язык», которые проводят учителя). В случае, если количество учебных часов, отведенных на изучение отдельных учебных предметов типовым учебным планом общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебным планом соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) не совпадает или отдельные учебные предметы включены только в учебный план соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), учебные занятия по этим учебным предметам проводит учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания. Перечень коррекционных занятий и учебных предметов, по которым учебные занятия проводит учитель-дефектолог, определяется учреждением образования по согласованию с ЦКРОиР.

При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания учитель-дефектолог, как правило, на протяжении всех лет обучения проводит учебные занятия по всем учебным предметам, за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности», которые проводят учителя, преподающие названные учебные предметы. В I–IV классах интегрированного обучения и воспитания учителю-дефектологу распределяется в педагогическую нагрузку разница учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в типовом учебном плане общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебном плане первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната).

Для проведения занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» с учащимися, которые обучаются в классах интегрированного обучения и воспитания с наполняемостью меньшей, чем указано в пункте 14 статьи 268 Кодекса об образовании, по учебным программам VІ–X классов первого отделения вспомогательной школы, из 8 часов в неделю, которые отводятся на учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана и коррекционные занятия, выделяются учебные часы для учебных занятий, которые проводятся учителем трудового обучения отдельно от общей группы (общих групп). Количество этих часов (не менее 2) определяется учреждением образования по согласованию с ЦКРОиР.

В классах интегрированного обучения и воспитания рекомендуется выделять учителю-дефектологу учебные часы на проведение коррекционных занятий из расчета один учебный час на одного ребенка, но не более общего количества учебных часов на проведение коррекционных занятий, предусмотренных в учебном плане специального образования. Решение о количестве учебных часов, выделяемых на проведение коррекционных занятий, учебных занятий по учебным предметам, принимается учреждением образования совместно с ЦКРОиР.

В учреждениях общего среднего образования, в которых функционируют специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания, в соответствии с пунктом 6 Инструкции необходимо наличие следующей документации:

·       приказ руководителя учреждения образования о зачислении в специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;

·       заявления законных представителей обучающихся о зачислении в специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания;

·       заключение ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;

·       копия свидетельства о рождении ребенка;

·       медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;

·       учебный план специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;

·       расписание учебных занятий по учебным предметам и расписание коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий, день и время проведения.

В соответствии с Перечнем документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 164, педагогические работники специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания ведут следующие обязательные документы:

·       классный журнал;

·       календарно-тематическое планирование учебного материала по учебным предметам и коррекционным занятиям;

·       поурочное планирование учебного материала, коррекционных занятий, форму ведения которого, его объем и т.д. педагогический работник определяет самостоятельно;

·       карты обследования детей. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения;

·       дневники учащихся.

          При заполнении классного журнала в классе интегрированного обучения и воспитания необходимо учитывать следующее:

·       учитель класса, учителя-предметники, которые проводят учебные занятия с учащимися с ОПФР в составе класса, в случае несовпадения изучаемых тем урока оформляют записи на правой странице классного журнала в две строки;

·       в классном журнале отводятся страницы для учета проведенных учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий с учащимися с ОПФР, на которых осуществляют записи в соответствии с указаниями к оформлению и ведению журнала учитель-дефектолог и учителя, работающие в данном классе. При оформлении страниц классного журнала, отведенных для записей коррекционных занятий, указывается название коррекционного занятия (с маленькой буквы, без кавычек). Например:

развитие познавательной деятельности

развитие эмоционально-волевой сферы;

При оформлении записи в классном журнале по итогам учебного года о переводе учащегося с ОПФР в следующий класс обязательно указывается учебный план специальной школы. Например:

переведен в III класс по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы.

В решении педагогического совета соответствующая запись о переводе учащихся оформляется полностью. Например:

переведен в III класс интегрированного обучения и воспитания по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В личной карточке учащегося указывается класс, в который зачислен учащийся с ОПФР, в скобках – класс, по учебному плану которого будет организован образовательный процесс для него. При совпадении нумерации классов запись в скобках не оформляется. Например:  I ;  I(II); VV(VI).

Диагностическая основа планирования коррекционных занятий  

Основой планирования коррекционных занятий с учащимися с ОПФР является педагогическое обследование, которое проводит учитель-дефектолог в начале и в конце учебного года в течение одной-двух недель в зависимости от формы организации образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений. Психолого-педагогическое обследование осуществляется в рамках проведения коррекционных занятий и фиксируется в журнале учета проведенных занятий и посещения их учащимися на соответствующих страницах.

Результаты обследования фиксируются в карте обследования. По итогам обследования учащегося с ОПФР учитель-дефектолог в карте обследования оформляет заключение, отражающее характер, структуру, степень тяжести нарушений развития. С учетом заключения осуществляется обоснованный выбор количества и формы проведения коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые) с учетом учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования.

Особенности организации коррекционной работы с отдельными категориями лиц с ОПФР

Коррекционная работа с учащимися I класса с нарушениями речи (тяжелыми нарушениями речи и нарушениями речи, которые исправляются в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи) (далее – ПКПП), включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии и направлена на развитие психических процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом.

Необходимо проводить целенаправленную работу по раннему выявлению предпосылок нарушений чтения письма, обеспечив преемственность психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих такие нарушения или риски их возникновения на уровнях дошкольного и общего среднего образования. Особого внимания требуют обучающиеся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи.

Работу по предупреждению дислексии, дисграфии и дизорфографии необходимо осуществлять по следующим направлениям:

·       развитие сенсомоторной сферы (зрительного и слухового восприятия, темпо-ритмического чувства, графомоторных умений);

·       развитие внимания, памяти, мышления;

·       развитие всех сторон устной речи (произносительной, лексико-грамматической, а также связной речи), совершенствование фонематического слуха и на их основе формирование базовых операций языкового анализа и синтеза и обучение грамоте;

·       развитие мотивации, умений планировать свою деятельность, обнаруживать ошибки в процессе деятельности и т.д.

Для выявления у учащихся I класса предрасположенности к нарушениям чтения рекомендуется проводить скрининговое изучение с использованием стандартизированной методики А.Н. Корнева «Методика раннего выявления дислексии».

При организации образовательного процесса для учащихся с дислексией, дисграфией и дизорфографией, осваивающих образовательные программы общего среднего образования, индивидуализация образовательного процесса может быть организована с учетом снижения темпов, объемов и изменения способа выполнения письменных работ; использование аудиозаписей учебного материала; использования вспомогательного дидактического материала (орфографических словарей, схем и др.); проведения промежуточной аттестации с учетом характера и степени тяжести нарушения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра