Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса классов интегрированного обучения и воспитания и пункта коррекционно-педагогической помощи к началу 2020/2021 учебного года
Образовательный процесс при реализации образовательной программы
специального образования на уровне
общего среднего образования, образовательной программы на уровне общего
среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью носит
коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса при реализации образовательных программ
специального образования (статья 268 Кодекса Республики Беларусь об
образовании) и образовательных программ общего среднего образования (статья 158
Кодекса Республики Беларусь об образовании). В своей деятельности
педагогические работники учреждений общего среднего образования, осуществляющих
интегрированное обучение и воспитание, при реализации образовательной программы
общего среднего образования, руководствуются:
ü Положением о специальной общеобразовательной школе
(специальной общеобразовательной школе-интернате), утвержденным постановлением
Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 132;
ü Правилами проведения аттестации учащихся при освоении
содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38;
ü Положением об учреждении общего среднего образования,
утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от
20.12.2011 № 283;
ü Положением о вспомогательной школе (вспомогательной
школе- интернате), утвержденным постановлением Министерства образования
Республики Беларусь от 19.07.2011 № 94;
ü Правилами проведения аттестации учащихся при освоении
содержания образовательной программы специального образования на уровне общего
среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утвержденными
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 93, с учетом особенностей,
установленных в статье 276 Кодекса Республики Беларусь об образовании;
ü Инструктивно-методическими письмами Министерства образования
Республики Беларусь о преподавании соответствующих учебных предметов в
2020/2021 учебном году, разработанными для учреждений общего среднего
образования.
Учебно-программная документация
образовательных программ специального образования
Учебные планы
специального образования на уровне общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики
Беларусь от 25 июня 2020 г. №155 «Аб вучэбных
планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі».
Учебные
программы для всех видов учреждений специального образования размещены на национальном
образовательном портале https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021
учебный год / Специальное образование / Учебные программы. Обращаем
внимание, что
распределение времени по темам в учебных программах является примерным. Учителю
предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах
темы, а также перераспределять в пределах 2-3 часов количество учебных часов
между отдельными темами, использовать по своему усмотрению резервное время.
Учебные издания
В 2020/2021 учебном году для учреждений
специального образования с белорусским и (или) русским языками обучения и
воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен
на национальном образовательном портале https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021
учебный год / Специальное образование / Перечни учебных изданий для учреждений
специального образования, а также опубликован в бюллетене
Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2020 г., № 10). К новому
учебному году издано учебно-методическое пособие для педагогических работников
«Развитие речи младших школьников с нарушением слуха», в котором впервые
используются технологии дополненной реальности. С помощью QR закодирована видеоинформация
(варианты заданий), которая помещена в учебных пособиях «Развитие речи» для
I-III классов специальных
общеобразовательных школ. Для декодирования могут использоваться личные девайсы
педагогических работников с установленной программой считывания кодов.
Учебно-методические
комплексы для факультативных занятий
Для проведения факультативных занятий
предлагается использовать
учебно-методические комплексы (далее – УМК), рекомендованные
Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт
образования).
Учебные программы факультативных
занятий, перечень УМК для факультативных занятий, а также компоненты отдельных
УМК размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021
учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
2020/2021, https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021
учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы.
2020/2021).
Электронные
средства обучения
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (легкой,
умеренной, тяжелой) разработаны справочно-информационные,
контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных
учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК).
Разработанные модули ЭУМК сгруппированы
по четырем основным направлениям:
· Коммуникативное развитие: «Элементы грамоты и развитие
речи», «Русский язык», «Литературное чтение»;
· Социальное развитие: «Ориентировка в окружающем мире»,
«Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация»;
· Эстетическое развитие: «Изобразительное искусство»,
«Изобразительная деятельность», «Музыка», «Музыкально-ритмические занятия»;
· Математическое развитие: «Элементы арифметики»,
«Математика».
Все разработанные ЭУМК и электронные
образовательные ресурсы (далее – ЭОР) размещены на национальном образовательном
портале в разделе «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by).
Учебно-методические
издания для учителей и издания для учащихся
В дополнение к учебникам и учебным
пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические издания для
учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут
использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на
национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Перечни пособий для педагогов учреждений общего
среднего образования).
На национальном образовательном портале
функционирует онлайн-каталог «Учебники.by» (http://adu.by / Учебники.by), в котором
предоставлена информация обо всех учебных изданиях, рекомендованных к
использованию в образовательном процессе.
В предметных
научно-методических журналах систематически публикуются методические и
дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и
факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.
Особенности
организации учебного процесса
Образовательный
процесс в учреждениях образования должен обеспечивать:
·
качество специального образования;
·
реализацию компетентностного подхода;
·
охрану здоровья обучающихся;
·
соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
·
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
·
создание условий для развития творческих способностей обучающихся,
вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
· создание специальных условий
для получения образования лицами ОПФР.
Обращаем внимание, что для организации
образовательного процесса с учащимися с ОПФР на уровне общего среднего образования
необходимо руководствоваться
инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики
Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при
изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации
образовательных программ общего среднего образования (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021
учебный год / Общее среднее образование / Инструктивно-методические письма).
Работа
специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания
Порядок создания
специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и
организации образовательного процесса в них определен Инструкцией о порядке
создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания,
специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и
организации образовательного процесса в них, утвержденной постановлением
Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136
(далее – Инструкция 2).
Решение об открытии специальных классов,
классов интегрированного обучения и воспитания принимает учредитель учреждения
образования.
Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и
воспитания определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса
об образовании. По решению учредителя в соответствии с пунктом 17 статьи 268
Кодекса об образовании может быть установлена меньшая наполняемость специальных
классов, классов интегрированного обучения и воспитания.
Не рекомендуется зачислять в один
специальный класс учащихся, имеющих разную структуру и (или) степень тяжести
физических и (или) психических нарушений (например, учащихся с нарушениями
психического развития (трудностями в обучении) и учащихся с интеллектуальной
недостаточностью), учащихся, обучающихся по соответствующему учебному плану
специального образования на уровне общего среднего образования разных классов
(например, І и ІІ классов, ІІ и ІІІ классов), и др.
При организации образовательного
процесса в классах интегрированного обучения и воспитания необходимо учитывать
следующее.
При реализации образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего образования в I и II
классах интегрированного обучения и воспитания учебные занятия по учебным
предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье»,
«Музыка», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности»
рекомендуется проводить учителю со всем классом. Учитель-дефектолог проводит
коррекционные занятия и учебные занятия с детьми с ОПФР по остальным учебным
предметам учебного плана соответствующей специальной общеобразовательной школы
(специальной общеобразовательной школы-интерната). В III–V классах
интегрированного обучения и воспитания при реализации образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего образования рекомендуется проведение учебных
занятий со всеми учащимися класса. При этом учебное занятие по учебному
предмету проводят учитель и учитель-дефектолог класса интегрированного обучения
и воспитания (за исключением учебных занятий по учебным предметам
«Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка»,
«Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Трудовое обучение», «Иностранный язык»,
которые проводят учителя). В случае, если количество учебных часов, отведенных
на изучение отдельных учебных предметов типовым учебным планом общего среднего
образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования)
и учебным планом соответствующей специальной общеобразовательной школы
(специальной общеобразовательной школы-интерната) не совпадает или отдельные
учебные предметы включены только в учебный план соответствующей специальной
общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната),
учебные занятия по этим учебным предметам проводит учитель-дефектолог класса
интегрированного обучения и воспитания. Перечень коррекционных занятий и
учебных предметов, по которым учебные занятия проводит учитель-дефектолог,
определяется учреждением образования по согласованию с ЦКРОиР.
При реализации
образовательной программы специального образования на уровне общего среднего
образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классах
интегрированного обучения и воспитания учитель-дефектолог, как правило, на
протяжении всех лет обучения проводит учебные занятия по всем учебным
предметам, за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное
искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», которые проводят учителя, преподающие
названные учебные предметы. В I–IV классах
интегрированного обучения и воспитания учителю-дефектологу распределяется в
педагогическую нагрузку разница учебных часов, отведенных на изучение учебного
предмета «Трудовое обучение» в типовом учебном плане общего среднего
образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования)
и учебном плане первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной
школы-интерната).
Для проведения занятий по учебному
предмету «Трудовое обучение» с учащимися, которые обучаются в классах
интегрированного обучения и воспитания с наполняемостью меньшей, чем указано в
пункте 14 статьи 268 Кодекса об образовании, по учебным программам VІ–X классов
первого отделения вспомогательной школы, из 8 часов в неделю, которые отводятся
на учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана и
коррекционные занятия, выделяются учебные часы для учебных занятий, которые
проводятся учителем трудового обучения отдельно от общей группы (общих групп).
Количество этих часов (не менее 2) определяется учреждением образования по
согласованию с ЦКРОиР.
В классах интегрированного обучения и
воспитания рекомендуется выделять учителю-дефектологу учебные часы на
проведение коррекционных занятий из расчета один учебный час на одного ребенка,
но не более общего количества учебных часов на проведение коррекционных
занятий, предусмотренных в учебном плане специального образования. Решение о
количестве учебных часов, выделяемых на проведение коррекционных занятий,
учебных занятий по учебным предметам, принимается учреждением образования
совместно с ЦКРОиР.
В учреждениях общего среднего
образования, в которых функционируют специальные классы, классы
интегрированного обучения и воспитания, в соответствии с пунктом 6 Инструкции
необходимо наличие следующей документации:
· приказ
руководителя учреждения образования о зачислении в специальные классы, классы
интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса
в них. В приказе указывается также
учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется
образовательный процесс для ребенка с ОПФР;
· заявления
законных представителей обучающихся о зачислении в специальные
классы, классы интегрированного обучения и воспитания;
· заключение
ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и
воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и
учебным планам специального образования с согласием законных представителей с
рекомендациями;
· копия свидетельства о
рождении ребенка;
· медицинская
справка о состоянии здоровья ребенка
установленной формы;
· учебный план
специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания на текущий
учебный год, утвержденный
руководителем учреждения образования и согласованный с директором
государственного ЦКРОиР;
· расписание
учебных занятий по учебным предметам и расписание коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В
расписаниях указываются названия учебных занятий по учебным предметам и
коррекционных занятий, день и время проведения.
В соответствии с Перечнем документов,
обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего
среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования
Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 164, педагогические
работники специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания
ведут следующие обязательные документы:
· классный
журнал;
· календарно-тематическое
планирование учебного
материала по учебным предметам и коррекционным занятиям;
· поурочное
планирование учебного материала,
коррекционных занятий, форму ведения которого, его объем и т.д. педагогический
работник определяет самостоятельно;
· карты
обследования детей. Заполняются в
начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении
образования на протяжении всего времени обучения;
· дневники
учащихся.
При
заполнении классного журнала в классе интегрированного обучения и воспитания
необходимо учитывать следующее:
· учитель класса, учителя-предметники, которые проводят
учебные занятия с учащимися с ОПФР в составе класса, в случае несовпадения
изучаемых тем урока оформляют записи на правой странице классного журнала в две строки;
· в классном журнале отводятся страницы для учета
проведенных учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий с
учащимися с ОПФР, на которых осуществляют записи в соответствии с указаниями к
оформлению и ведению журнала учитель-дефектолог и учителя, работающие в данном
классе. При оформлении страниц классного журнала, отведенных для записей
коррекционных занятий, указывается название коррекционного занятия (с маленькой
буквы, без кавычек). Например:
развитие
познавательной деятельности
развитие
эмоционально-волевой сферы;
При оформлении записи в классном журнале
по итогам учебного года о переводе учащегося с ОПФР в следующий класс
обязательно указывается учебный план специальной школы. Например:
переведен в III класс по учебному плану IV класса первого отделения
вспомогательной школы.
В решении педагогического совета
соответствующая запись о переводе учащихся оформляется полностью. Например:
переведен в III класс интегрированного обучения и воспитания по
учебному плану IV класса первого
отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с
интеллектуальной недостаточностью.
В личной
карточке учащегося указывается класс, в который зачислен учащийся с ОПФР, в
скобках – класс, по учебному плану которого будет организован образовательный
процесс для него. При совпадении нумерации классов запись в скобках не
оформляется. Например: I ; I(II); V; V(VI).
Диагностическая
основа планирования коррекционных занятий
Основой
планирования коррекционных занятий с учащимися с ОПФР является педагогическое
обследование, которое проводит учитель-дефектолог в начале и в конце учебного
года в течение одной-двух недель в зависимости от формы организации
образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений.
Психолого-педагогическое обследование осуществляется в рамках проведения
коррекционных занятий и фиксируется в журнале учета проведенных занятий и
посещения их учащимися на соответствующих страницах.
Результаты
обследования фиксируются в карте обследования. По итогам обследования учащегося
с ОПФР учитель-дефектолог в карте обследования оформляет заключение, отражающее
характер, структуру, степень тяжести нарушений развития. С учетом заключения
осуществляется обоснованный выбор количества и формы проведения коррекционных
занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые) с учетом учебных планов
специального образования на уровне общего среднего образования.
Особенности
организации коррекционной работы с отдельными категориями лиц с ОПФР
Коррекционная
работа с учащимися I класса с
нарушениями речи (тяжелыми нарушениями речи и нарушениями речи, которые
исправляются в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи) (далее –
ПКПП), включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии и направлена на развитие психических
процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом.
Необходимо
проводить целенаправленную работу по раннему выявлению предпосылок нарушений
чтения письма, обеспечив преемственность психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся, имеющих такие нарушения или риски их возникновения
на уровнях дошкольного и общего среднего образования. Особого внимания требуют
обучающиеся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями
устной речи.
Работу
по предупреждению дислексии, дисграфии и дизорфографии необходимо осуществлять
по следующим направлениям:
· развитие сенсомоторной сферы (зрительного и слухового
восприятия, темпо-ритмического чувства, графомоторных умений);
· развитие внимания, памяти, мышления;
· развитие всех сторон устной речи (произносительной,
лексико-грамматической, а также связной речи), совершенствование
фонематического слуха и на их основе формирование базовых операций языкового
анализа и синтеза и обучение грамоте;
· развитие мотивации, умений планировать свою
деятельность, обнаруживать ошибки в процессе деятельности и т.д.
Для выявления у
учащихся I класса
предрасположенности к нарушениям чтения рекомендуется проводить скрининговое
изучение с использованием стандартизированной методики А.Н. Корнева «Методика раннего выявления дислексии».
При организации образовательного
процесса для учащихся с дислексией, дисграфией и дизорфографией, осваивающих
образовательные программы общего среднего образования, индивидуализация
образовательного процесса может быть организована с учетом снижения темпов,
объемов и изменения способа выполнения письменных работ; использование
аудиозаписей учебного материала; использования вспомогательного дидактического
материала (орфографических словарей, схем и др.); проведения промежуточной
аттестации с учетом характера и степени тяжести нарушения.
Комментарии
Отправить комментарий