Возможность развития коммуникативной компетенции у учащихся с аутистическими нарушениями посредством театральной деятельности.

 

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся с аутистическими расстройствами с помощью театрализованной деятельности

С каждым годом в учреждениях образования, осуществляющие реализацию программ специального образования наблюдается увеличение учащихся, имеющих аутистические расстройства. Согласно образовательному стандарту развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республики Беларусь [3], одной из ведущей задач ставится социальная успешность учащихся с особенностями психофизического развития в образовательной среде, При этом, одним из ключевых элементов социальной интеграции рассматривается коммуникативная составляющая.

Современные исследователи проблем развития коммуникативной компетенции у детей с аутизмом (Морозова, 1992; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997; Питерс, 2002; Koegel, 1995; Watson, Lord, Schaffer, Schopler, 1989) [4]. Это связано, прежде всего, с тем, что нарушения в области коммуникации являются серьезным препятствием в процессе социальной адаптации этой категории детей. По мнению R. Jordan, при аутизме нарушаются все коммуникативные формы поведения с самых ранних этапов развития (Jordan, 1993). Часть детей овладевают речью, но часто экспрессивная речь развивается с задержкой. У детей  с аутистическим расстройствами отмечаются прямые и отстроченные  эхолалии, трудности в употреблении личных местоимений, стереотипные высказывания. Если речь сформирована, но дети не употребляют ее в диалоге и согласно ее функциональному назначению. [4] Нарушение вербальной коммуникации является препятствием для коммуникации. Многие дети с аутистическим расстройствами испытывают трудности в выражении своих коммуникативных намерений, интенций.  В этой связи, особую значимость приобретает вопрос формирования коммуникативной компетенции учащихся с аутистическими расстройствами, обучающихся в общеобразовательных учреждениях образования, создавать условия для организации коммуникативной компетенции, способствующей обеспечению качественного взаимодействия учащихся, профилактике и преодолению неуверенности у детей. Для учащихся с аутистическими расстройствами коммуникативные знания и умения обеспечивают познание окружающего мира, успешность обучения в школе, развитие детской личности в целом.

Прием использования театрализованной деятельности в образовательном процессе обусловлены тем, что она помогает наладить процесс коммуникации и взаимодействия, предоставить доступ к образовательным ресурсам в наиболее удобном формате, а также повысить мотивацию обучения. Использование такого вида деятельности значительно расширяет возможности учащихся и педагогов в условиях интегрированного обучения и воспитания, и инклюзивного образования. Таким образом, у детей с аутистическими нарушениями облегчается осуществление процесса коммуникации и взаимодействия. Театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития не только коррекции речевых и психологических нарушений, разнообразие форм и систематизация занятий с включением элементов театрализованной деятельности, способствующей более успешной социализации учащихся с особыми образовательными потребностями. Такая форма работы позволяет стимулировать двигательную, речевую и творческую активность детей. Когда учащиеся попадают в ситуацию игры, оказываются вовлечёнными в общий творческий процесс, они легко преодолевают «языковой барьер». Театр превращает ребенка в сказочного героя, легко произносящего свою роль.

Граберов А. Н. отмечает, что коррекционные возможности драматизации обеспечивают активность детей, поддерживают внимание. [1] Ученые Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, Э. Фромм. обращают внимание о влиянии театральной деятельности на развитие личности ребенка, использование в коррекционно-образовательном процессе драматизации так же значимо, как и обучение чтению, математике, самообслуживанию. Поэтому, в работу педагога, нужно включать театрализованную деятельность: драматизацию, игры с распределением ролей, постановку, инсценировку сказок, рассказов, совместное составление рассказов, сказок, театральных этюдов, задействовать различные виды театра (пальчиковый театр, театр теней, театр масок, настольный театр и др.).

На пропедевтическом этапе работы с младшими школьниками с аутистическим нарушениями театрализованную деятельность можно применить для их адаптации к новым условиям – обучения в школе и стимулирования их мотивации. Работа с персонажами литературных произведений предоставляет возможность «увидеть» ребенку результат, когда он начинает говорить, вживаясь в образ героя, используя его речевые звуки, становится более раскрепощенным. Рациональное применение театрализованной деятельности позволяет формировать коммуникативную компетенцию учащихся с особенностями психофизического развития в соответствии с основными идеями деятельностного подхода в образовании – включение детей в реальную (театрализованную) деятельность, где в полной мере удовлетворяются их потребности, в том числе особые, стимулируются мотивы для достижения конкретных целей, создаются специальные условия для их развития, отбираются и модифицируются методы, приемы и средства с учетом возможностей каждого.

Театральная деятельность, как подчёркивает А.Н. Кожевникова, выполняет особые функции: образовательную, воспитательную и развивающую. [2] Через театральную деятельность происходит развитие внимания, быстроты реакции, находчивости, пробуждается фантазия и воображение, улучшается пластика и диапазон речи. Постепенно формируется вкус, воспитывается чувство меры, способность анализировать, мыслить, а также давать верную объективную оценку своим возможностям. Все это позволяет получить учащимся с аутистическим нарушениями навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, обеспечивающие их социализацию.

Список использованных источников

1.    Граборов, А.Н.Основы олигофренопедагогики/А.Н.Грабов, В.Г.Петрова, Т.В.Шевырева-Москва.:Классик Стиль, 2005.-248 с.

2.    Кожевникова, Н.А. Избранные работы по языку художественной литературы / Н.А. Кожевникова. – Москва : Знак, 2009. – 895 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73289 (дата обращения: 01.10.2020). – ISBN 978-5-9551-0317-4. – Текст : электронный.

3.    Образовательный стандарт «Специальное образование» (Основные нормативы и требования) [Электронный ресурс], постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 11.06.2010. № 60. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/spetsial-noe-obrazovanie-2020-2021.html/. – Дата доступа: 01.10.2020.

4.    Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/child_autism/issue/khaustov_full.shtml [Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями - Детский аутизм: исследования и практика]

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра