Возможность развития коммуникативной компетенции у учащихся с аутистическими нарушениями посредством театральной деятельности.
Развитие
коммуникативной компетенции у учащихся с аутистическими расстройствами с
помощью театрализованной деятельности
С
каждым годом в учреждениях образования, осуществляющие реализацию программ
специального образования наблюдается увеличение учащихся, имеющих аутистические
расстройства. Согласно образовательному стандарту развития инклюзивного
образования лиц с особенностями психофизического развития в Республики Беларусь
[3], одной из ведущей задач ставится социальная успешность учащихся с
особенностями психофизического развития в образовательной среде, При этом,
одним из ключевых элементов социальной интеграции рассматривается
коммуникативная составляющая.
Современные
исследователи проблем развития коммуникативной компетенции у детей с аутизмом (Морозова,
1992; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997; Питерс, 2002; Koegel, 1995; Watson,
Lord, Schaffer, Schopler, 1989) [4]. Это связано, прежде всего, с тем, что
нарушения в области коммуникации являются серьезным препятствием в процессе
социальной адаптации этой категории детей. По мнению R. Jordan, при аутизме
нарушаются все коммуникативные формы поведения с самых ранних этапов развития
(Jordan, 1993). Часть детей овладевают речью, но часто экспрессивная речь
развивается с задержкой. У детей с
аутистическим расстройствами отмечаются прямые и отстроченные эхолалии, трудности в употреблении личных
местоимений, стереотипные высказывания. Если речь сформирована, но дети не
употребляют ее в диалоге и согласно ее функциональному назначению. [4]
Нарушение вербальной коммуникации является препятствием для коммуникации.
Многие дети с аутистическим расстройствами испытывают трудности в выражении
своих коммуникативных намерений, интенций. В этой связи, особую
значимость приобретает вопрос формирования коммуникативной компетенции учащихся
с аутистическими расстройствами, обучающихся в общеобразовательных учреждениях
образования, создавать условия для организации коммуникативной компетенции,
способствующей обеспечению качественного взаимодействия учащихся, профилактике
и преодолению неуверенности у детей. Для учащихся с аутистическими
расстройствами коммуникативные знания и умения обеспечивают познание
окружающего мира, успешность обучения в школе, развитие детской личности в
целом.
Прием
использования театрализованной деятельности в образовательном процессе
обусловлены тем, что она помогает наладить процесс коммуникации и
взаимодействия, предоставить доступ к образовательным ресурсам в наиболее
удобном формате, а также повысить мотивацию обучения. Использование такого вида
деятельности значительно расширяет возможности учащихся и педагогов в условиях
интегрированного обучения и воспитания, и инклюзивного образования. Таким
образом, у детей с аутистическими нарушениями облегчается осуществление
процесса коммуникации и взаимодействия. Театрализованная деятельность сочетает
в себе средства и способы развития не только коррекции речевых и психологических
нарушений, разнообразие форм и систематизация занятий с включением элементов
театрализованной деятельности, способствующей более успешной социализации
учащихся с особыми образовательными потребностями. Такая форма работы позволяет
стимулировать двигательную, речевую и творческую активность детей. Когда
учащиеся попадают в ситуацию игры, оказываются вовлечёнными в общий творческий
процесс, они легко преодолевают «языковой барьер». Театр превращает ребенка в
сказочного героя, легко произносящего свою роль.
Граберов А. Н.
отмечает, что коррекционные возможности драматизации обеспечивают активность
детей, поддерживают внимание. [1] Ученые Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, Э.
Фромм. обращают внимание о влиянии театральной деятельности на развитие
личности ребенка, использование в коррекционно-образовательном процессе
драматизации так же значимо, как и обучение чтению, математике,
самообслуживанию. Поэтому, в работу педагога, нужно включать театрализованную
деятельность: драматизацию, игры с распределением ролей, постановку,
инсценировку сказок, рассказов, совместное составление рассказов, сказок,
театральных этюдов, задействовать различные виды театра (пальчиковый театр,
театр теней, театр масок, настольный театр и др.).
На
пропедевтическом этапе работы с младшими школьниками с аутистическим
нарушениями театрализованную деятельность можно применить для их адаптации к
новым условиям – обучения в школе и стимулирования их мотивации. Работа с персонажами
литературных произведений предоставляет возможность «увидеть» ребенку
результат, когда он начинает говорить, вживаясь в образ героя, используя его
речевые звуки, становится более раскрепощенным. Рациональное применение
театрализованной деятельности позволяет формировать коммуникативную компетенцию
учащихся с особенностями психофизического развития в соответствии с основными
идеями деятельностного подхода в образовании – включение детей в реальную
(театрализованную) деятельность, где в полной мере удовлетворяются их
потребности, в том числе особые, стимулируются мотивы для достижения конкретных
целей, создаются специальные условия для их развития, отбираются и
модифицируются методы, приемы и средства с учетом возможностей каждого.
Театральная
деятельность, как подчёркивает А.Н. Кожевникова, выполняет особые функции:
образовательную, воспитательную и развивающую. [2] Через театральную
деятельность происходит развитие внимания, быстроты реакции, находчивости,
пробуждается фантазия и воображение, улучшается пластика и диапазон речи.
Постепенно формируется вкус, воспитывается чувство меры, способность
анализировать, мыслить, а также давать верную объективную оценку своим
возможностям. Все это позволяет получить учащимся с аутистическим нарушениями
навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, обеспечивающие их
социализацию.
Список использованных источников
1. Граборов,
А.Н.Основы олигофренопедагогики/А.Н.Грабов, В.Г.Петрова,
Т.В.Шевырева-Москва.:Классик Стиль, 2005.-248 с.
2. Кожевникова,
Н.А. Избранные работы по языку художественной литературы /
Н.А. Кожевникова. – Москва : Знак, 2009. – 895 с. – Режим доступа: по
подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73289 (дата
обращения: 01.10.2020). – ISBN 978-5-9551-0317-4. – Текст : электронный.
3. Образовательный
стандарт «Специальное образование» (Основные нормативы и требования)
[Электронный ресурс], постановление М-ва образования Респ. Беларусь,
11.06.2010. № 60. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/spetsial-noe-obrazovanie-2020-2021.html/.
– Дата доступа: 01.10.2020.
4. Портал
психологических изданий PsyJournals.ru —
https://psyjournals.ru/child_autism/issue/khaustov_full.shtml [Развитие речевой
коммуникации у детей с аутистическими нарушениями - Детский аутизм:
исследования и практика]
Комментарии
Отправить комментарий