Планирование, содержание и проведение коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

 

Вопрос разработки и содержания программ коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью является одним из наиболее сложных для олигофренопедагогики. Представленные ниже рекомендации ориентированы на содержание утвержденной Министерством образования Республики Беларусь действующей программы коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для I–X классов учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью (далее – программы). В главе «Общие положения» программы указано, что порядок размещения ее разделов «не определяет последовательность осуществления коррекционной работы». Не менее важно то, что «программа определяет примерное содержание коррекционной работы». Это принципиально значимо при ее планировании. На решение вопросов планирования прямо влияет и выбор форм их организации (согласно программе – индивидуальной, подгрупповой и групповой). В этой связи обращаем внимание на необходимость руководствоваться не только рекомендациями, содержащимися в главе «Общие положения» программы. «Положение о вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате)» четко определяет, что для проведения коррекционных (равно как факультативных, стимулирующих и поддерживающих) занятий учащиеся, як правило, одного или параллельных классов объединяются в группы, наполняемость которых составляет не менее трех учащихся. Что же касается индивидуальных занятий и занятий с 2–3 учащимися, то нужно иметь в виду условия обучения не только во вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате), но и в классах интегрированного обучения и воспитания, на дому. Учебный план первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью не определяет непосредственно объем коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, однако лимитирует его в рамках общего объема учебного времени, отводимого на коррекционные занятия в неделю в каждом классе. Вопрос учета возможностей, предоставляемых учебным планом, рассматривается нами в каждом из разделов рекомендаций. В вопросе диагностической основы планирования коррекционных занятий мы исходим из инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О работе в 2020/2021 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью». Учитываем, что проведение обследования в начале и в конце учебного года как основы планирования коррекционных занятий осуществляется в их же рамках, что уменьшает количество занятий, на которых решаются коррекционно-развивающие задачи.

Теоретические аспекты планирования и проведения коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности были рассмотрены в ряде публикаций. В этой связи обращаем внимание на представленное в них научно-теоретическое обоснование проведения данных занятий на учебном материале и взаимосвязанное решение задач развития познавательной деятельности и умений учебной деятельности. Хотя идея планирования коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности на учебном материале обоснована неоднократно, все же считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что коррекционные и учебные занятия имеют разное назначение. Коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности отличаются от учебных занятий как задачами, так и методикой проведения даже в тех случаях, когда их темы являются сходными. На первый план выносятся именно коррекционно-развивающие задачи, соответственно которым планируются и выполняются коррекционно-развивающие задания и упражнения.

В приведенных ниже примерных образцах календарно-тематических планов коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности для первого полугодия эти занятия спланированы на 16 учебных недель с учетом того, что учебным планом первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью на все коррекционные занятия в I–IV классах в неделю отводится 5 часов, из которых во всех классах 1 час выделяется на занятия по ритмике и танцу, а 4 часа распределяются на занятия по формированию игровой деятельности (I класс), развитию познавательной деятельности и развитию эмоционально-волевой сферы (I–IV классы). Типичным вариантом распределения учебного времени при планирования коррекционных занятий является выделение по 1 часу в неделю на занятия по формированию игровой деятельности и по развитию эмоционально-волевой сферы; соответственно занятия по развитию познавательной деятельности проводятся в объеме 2 часа в неделю в I классе и 3 часа в неделю во II–IV классах. Однако мы не исключаем и иного распределения учебного времени на коррекционные занятия. Будем исходить из того, что в рамках указанного выше варианта распределения учебного времени коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности в первом полугодии будут проводиться в общем объеме ориентировочно 32 часа в I классе и 48 часов во II–IV классах. При делении класса на 2 группы это время для каждой группы уменьшается до 16 и 24 часов соответственно. Имеем в виду, что увеличение количества групп приводит к уменьшению времени на коррекционные занятия на каждого из учащихся и может поставить под сомнение реальность получения коррекционного эффекта. Обращаем внимание на то, что указанный объем учебного времени включает и занятия, на которых выполняется обследование учащихся. Например, задачи развития устной речи весьма проблематично решать в рамках крайне ограниченного количества занятий по указанному выше разделу. Темы занятий рекомендуется определять материалом или заданиями, которые на них используются. Темы занятий могут быть одинаковыми для разных групп учащихся; задачи же занятий, объем и сложность заданий (упражнений) рекомендуется определять с учетом состава каждой группы и достижений учащихся на предшествующих занятиях. Однако не исключаем планирование и разных тем занятий для разных групп, в т. ч. на материале разных учебных занятий.

I класс, первое полугодие:

«Я и люди, которые меня окружают»

«Предметы, которые меня окружают»

Выполнение заданий (инструкций) типа «Обведи», «Раскрась», «Дорисуй».

 «Классификация предметов по цвету»

«Классификация предметов по форме»

«Конструирование по образцу из счетных палочек, полосок картона, геометрических фигур»

 «Воспроизведение образца из элементов мозаики путем заполнения готового контура»

 II класс, первое полугодие:

«Осень»

«Обведение, раскрашивание, складывание из отдельных элементов букв и цифр»

«Нахождение и обведение букв и цифр; узнавание и дорисовка букв и цифр»

«Нахождение и подбор картинок к букве (цифре), буквы (цифры) к картинке»

«Раскладывание букв и слогов в «Кассе букв и слогов», цифр в «Кассе цифр»

 «Растения» (хвойные и лиственные деревья)

 «Дикие и домашние животные»

«Практические действия с предметными множествами и изображениями предметов в пределах 3»

 «Практические действия с предметными множествами и изображениями предметов в пределах 5»

IV класс, первое полугодие:

«Выполнение упражнений с типичными инструкциями («Прочитай и запиши слова (предложения)», «Подчеркни …»).

 «Выделение (подчеркивание) слов, которые учащийся считает главными в прочитанном тексте»

 «Сравнение чисел в пределах 10 (20) с использованием предметных множеств»

«Решение однотипных простых арифметических задач на нахождение суммы»

«Решение однотипных простых арифметических задач на нахождение остатка»

 «Решение однотипных простых арифметических задач на нахождение разности»

 «Объекты неживой природы

«Строение растений.»

«Растения огорода, сада, леса, луга, поля»

По содержанию их материал соотносится с учебной программой по учебному предмету «Человек и мир». Традиционно занятия по таким темам проводятся в рамках занятий по развитию речи, однако возможно и целесообразно их использование для развития у учащихся всех познавательных психических процессов и зрительно-моторной координации. Например, могут использоваться задания в узнавании животных, растений на силуэтных, контурных, зашумленных, неполных изображениях, упражнения в дорисовке, в раскрашивании изображений, в запоминании с использованием приема классификации и др. Если же обследование учащихся выявило актуальность проведения занятий по другим темам, то это должно получить отражение в календарно-тематическом плане. Занятия по каждой из тем мы рекомендуется планировать в объеме 2–3 часа.

Литература

1. Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі : пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 25 чэрвеня 2020 г., № 155 [Электронный ресурс] // adu.by. – Рэжым доступу: https://adu.by/images/2020/08/ucheb-pl-spec-obrazov-2020-21.pdf. – Дата доступу. – 19.08.2020.

2. Аб зацвярджэнні палажэння аб дапаможнай школе (дапаможнай школе-інтэрнаце) і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь [Электронный ресурс] : пастанова М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь, 19 чэрв. 2011 г., № 94 // аdu.by. – Рэжым доступу: https://adu.by/wp- content/uploads/2014/normpravo/spec_obrazovanije/palajenne_ab_dapamojnaj_sh kole.doc. – Дата доступу: 19.08 .2020.

3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О работе в 2020/2021 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» [Электронный ресурс] // adu.by. – Режим доступа: https://adu.by/images/2020/08/imp-spec-obrazovanie-2020-21_1.docx. – Дата доступа: 19.08.2020.

4. Методика формирования умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью : пособие / В. А. Шинкаренко [и др.]; под ред. В. А. Шинкаренко. – 2-е изд. – Минск: Четыре четверти, 2017. – 76 с.

5. Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для I–X классов учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью. – Режим доступа: https://adu.by/images/2020/03/pr_korekc_spec_Razv_rechi_I-Xkl_Iotd.pdf. – Дата доступа: 19.08.2020.

6. Шинкаренко, В. А. Планирование коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности в I–V классах первого отделения вспомогательной школы / В. А. Шинкаренко, Т. А. Федоренко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 4. – С. 49–54. 7. Шинкаренко, В. А. Теоретические основы коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] / В. А. Шинкаренко // Ученые записки факультета специального образования : сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; науч. ред. С. Е. Гайдукевич, В. А. Шинкаренко, Н. В. Дроздова. – Минск : БГПУ, 2016. – С. 270–279.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра