КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ "ГОРОД ЭМОЦИЙ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I ОТДЕЛЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Возраст обучающихся: 11-12 лет, программа: первое отделение вспомогательной школы

Количество обучающихся на коррекционном занятии: подгрупповое, 4 человека

Коррекционное занятие: «Развитие эмоционально-волевой сферы»

Тема коррекционного занятия: «Город эмоций»

Ориентиры, организации образовательного процесса на нестандартной основе:

равенство, непохожесть, самостоятельность, прагматичность

Задача коррекционного занятия, отражающая результат КРР

Закрепление умений учащихся правильно понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные проявления других людей, проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях;

Задача коррекционного занятия, отражающая результат применения нестандартной формы

Освоение учащимися умений и навыков адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях с целью успешной и последующей адаптации и интеграции в общество;

Положения нестандартного подхода, реализуемые на занятии

-      Упор на когнитивное и социальное развитие;

-      Закрепление знаний путем повторения и за счет внутреннего чувства успеха;

-      Предлагаемые задания согласуются с актуальным личностным опытом обучающихся;

-      Использование полисенсорных приемов при закреплении учебного материала;

Какая конкретно нестандартная форма используется

Занятие-путешествие

 

Ход занятия

Этапы и задачи занятия

Описание деятельности детей применительно к конкретной теме занятия и поставленным задачам

Ожидаемый эффект

1.Организационный момент:

Вызывать у учащихся положительный эмоциональный настрой.

 

Активизировать психическую деятельность учащихся.

 

Привлечь интерес учащихся к содержанию предстоящей деятельности.

 

 

 

 

 

2.Основная часть:

Подготовительный этап:

Актуализировать представления учащихся о названиях базовых эмоций человека с помощью наглядного материала

 

Формирующий этап:

 

Продолжать формировать умения определять эмоциональные состояния литературных героев, изображенных на иллюстрации людей и животных, собственное эмоциональное состояние, передавать их с помощью мимики и жестов, анализировать собственные эмоции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап самостоятельной работы учащихся:

Закрепление умений определять базовые эмоции, передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов, анализировать свою эмоциональное состояние и способы трансляции своих эмоций в окружающую действительность.

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключительная часть:

Развивать рефлексивные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Приветствие «Солнышко» Выбирают ребенка-солнышко, которого будут описывать. Каждый ребенок по очереди что-нибудь говорит хорошее ребенку-солнышку (заранее обговаривается, что говорим только положительное)

 

 

Вызывать у учащихся положительное эмоциональное настроение, создать ситуацию успеха у детей, дать возможность почувствовать себя любимым в коллективе

1.2. Выполнение кинезиологических упражнений: «Ухо-нос», «Лезгинка» «Слон»

 

Активизация внимания, необычные упражнения вызывают удивление, создают смешные ситуации, настраивают на положительное настроение

1.3. Упражнение «Составь слово»

Из перемешанных букв учащиеся составляют слова: «Город эмоций», на доске вывешивается карта с маршрутом, на которой написано: «Улица Радости», «Улица Печали», «Улица Злости», «Улица Удивления» с приклеенными рядом маленькими пустыми стрелочками, Учащиеся самостоятельно делают вывод о теме занятия: путешествие в волшебный город эмоций. Ребенку, который затрудняется в определении темы оказывается стимулирующая помощь с использованием наводящих вопросов.

2.1. Практическое упражнение «Радуга настроения». Учащиеся выбирают картинный материал, на котором изображены и подписаны эмоции людей: «Радость», «Печаль», «Удивление», «Злость», читают (кто плохо читает прочитывает учитель), выбирают, на какой цвет радуги (висит на доске) они прикрепят выбранную карточку и объясняют свой выбор. Объяснения принимаются без указания учителя, т.е. каждый ребенок делает тот выбор эмоции и цвета, который ему кажется верным.

 

2. Остановка «Улица Радости»

Путешествие организуется по классу, по котором на определенных партах стоят указатели с названиями улиц. Переход по улицам осуществляется под музыкальное сопровождение, танцевальные движения.

2.1.Практическое упражнение: «Эмоциональные тексты». Учащиеся прослушивают рассказ. Далее необходимо назвать эмоциональное состояние героя рассказа, подобрать пиктограмму к эмоциональному портрету героев. Также ученики выражают свое настроение к герою, используя «Градусник эмоций» или карточки «Эмоции».

2.2. Практическое упражнение «Передай настроение». Задача: прослушать стихотворение, прочитать самостоятельно, изобразить настроение детей с помощью мимики и жестов.

Весела я, весела,

Ножками я топаю,

Я танцую, я пою

И в ладошки хлопаю!!

После выполнения всех заданий учащиеся получают штампы с нарисованными улыбками, которые учащиеся ставят на пустой стрелочке на карте, называя тем самым, какую улицу они прошли, а на какую идут. Под музыкальное сопровождение учащиеся переходят к следующей улице.

3.1. Остановка «Улица Печали»

3.2. Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Чучело-Мяучело», учащиеся отвечают на вопросы учителя:

-      Какой вам показался котенок?

-      По каким признакам вы решили, что котенок …?

-      Какая причина была у котенка для такого настроения?

-      Как можно помочь котенку?

3.2. Практическое упражнение «Пройди лабиринт»

Каждый ученик получает индивидуальную карточку на которой изображен лабиринт с нарисованным грустным котенком и пушистой кошкой. Задача учеников пройти лабиринт, привести котенка к кошке, и выяснить, какое настроение будет у котенка, который попадет к маме-кошке. Дети выполняют задание, учащимся при их просьбе может оказываться помощь.

3.3. Практическое упражнение «Расскажи сказку»

Перед учащимися разложены картины из русской народной сказки «Курочка Ряба», дети выкладывают правильную последовательность сказки, выбирают автора и главных героев сказки, рассказывают сказку, автор говорит с опорой на картинный материал, остальные дети изображают персонажей сказки с помощью мимики и жестов. По окончании дети получают штамп, который ставят на пустую стрелочку на карте.

4.1.Остановка «Улица Злости»

4.2.Зрительная гимнастика

4.3. Практическое упражнение «Повтори и изобрази»

Перед учащимися картинный материал с изображением разозленных нарисованных детей, дети повторяют мимические выражения лиц детей.

4.3. Практическое упражнение «Выбери, что тебя разозлит». Учащиеся выбирают из предложенных сюжетных картин, те, на которых изображены ситуации, в которых учащиеся чувствуют себя в состоянии злости.

4.5. Физкультминутка «Мы пойдем налево»

4.6. Практическое упражнение «Расскажи историю» (с использованием приема «Социальные истории»). Учащиеся выбирают из предложенных наглядных изображений одну, которая связана с темой поведения во время раздражающих ситуаций (при затруднении выбора учащимся помогает учитель-дефектолог). Дети составляют короткий рассказ с опорой на изображение. Учитель предлагает учащимся составить свои варианты поведения в этой ситуации, какие бы действия сделали ученики, с помощью каких действий можно успокоиться и перестать злиться.

5.1.Остановка «Улица Удивления»

5.2. Практическое упражнение «Повтори и изобрази мимикой». Учащиеся под чтение учителя пред зеркалом изображают мимикой.

Мои брови приподняты.

Рот слегка приоткрыт, округлен.

Глаза широко открыты.

Я восклицаю: «О-О-О» или «Ах»

Закрепление учащимися эмоциии «Удивление» с помощью пособия «Градусник настроения». Ученики выбирают из предложенных картинок те, которые, по их мнению, подходят к данной эмоции. При необходимости оказывается помощь учителя.

5.3.Проведение опыта с водой и салфетками «Волшебные салфетки»

Учитель вначале демонстрирует опыт: в миску с водой он опускает салфетку, и на салфетке проявляется изображение улыбающегося смайлика (на одной стороне салфетки нарисовать маркером, закрыть чистой салфеткой, при попадании в воду салфетка намокает и проявляется изображение). Учащиеся самостоятельно проводят опыт.

 

6. Практическое упражнение «Тренируем эмоции»

Учащимся задается задание:

 а) нахмуриться как:

-        осенняя туча,

-        рассерженный человек;

б) позлиться как:

-        злая волшебница,

-        два барана на мосту,

-        голодный волк,

-        ребёнок, у которого отняли мяч;

 г) улыбнуться как:

-        кот на солнышке,

-        само солнышко, хитрая лиса,

-        будто ты увидел чудо.

6.2. Составление интеллект-карты: «Эмоции»

Учащиеся выбирают картинки и слова, которые подходят к эмоциональным состояниям «Радость», «Злость» «Печаль» «Удивление». Названия эмоций наклеены на листе ватмана, ученики наклеивают под определенными эмоциями те картины и слова, которые подходят под определенное эмоциональное состояние. Таким образом, заполняется интеллект-карта «Эмоции»

Слова: Фокус, горе, обида, доброта, чудо, любопытство и т.д.

Беседа:

-        Какие чувства мы сегодня обыграли? Зачем мы учились выразительным движениям, жестам и мимике?

-        Выразительные жесты, движения и мимика подчеркивают, усиливают, как будто выделяют жирным шрифтом, твое эмоциональное состояние, быстрее привлекают к тебе и помогают удерживать внимание, помогают лучше понять друг друга. 
– Какое самое приятное в жизни чувство? Если бы существовал город Радости, что бы там обязательно было? Может ли жизнь состоять из одних только радостей?

-        – И самый последний вопрос: «Что из этого занятия вам пригодится в жизни?»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

В конце занятия учащиеся определяют свое эмоциональное состояние и отмечают его на карте рефлексии «Острова настроения» Каждый из учеников берет свой именной магнит и сажает на тот остров, который соответствует его настроению в конце занятия («Остров знаний», «Остров уверенности», «Остров страха», «Остров скуки» и т.д.)

Формирование интереса к предстоящей деятельности, удовлетворение от самостоятельного формулирования темы занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовольствие от выполнения задания (картинки с эмоциями выполненны в мультипликационном стиле), самостоятельность выбора без указания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление интереса к заданию, удовольствие от выполнения задания и поощрения, анализ и выбор эмоционального состояния, сравнение с собственным эмоциональным опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявления интереса к видеоряду, жалости по отношению к котенку, возникновения эмпатии к грустному персонажу, а вследствие формирования умения анализировать свои эмоции, уметь их демонстрировать и рассказывать об этом окружающим.

 

 

 

 

 

Развитие произвольного внимания, удовольствия от выполнения заданий, сочувствия к котенку.

 

 

 

Удовольствие от разыгрывания ролей, возможности совершить перевоплощение в сказочных героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовольствие от возможности совершить перевоплощение, эмоциональная разрядка учащихся.

 

Уметь определять ситуации, которые являются неприятными конкретно для каждого ребенка, говорить об эмоциях, которые испытывают при данных ситуациях, вследствие, уметь реагировать и сдерживать себя в неприятных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовольствие от возможности совершить перевоплощение, эмоциональная разрядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восторг и удивление, возможность почувствовать себя фокусником или

волшебником.

 

 

 

 

 

 

 

Умение передавать эмоции с помощью мимики, радость от перевоплощения, эмоциональная разрядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовольствие от самостоятельного выбора, закрепление названий изученных эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение чувства уверенности в своих силах, радость от общения и выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовольствие от собственного выбора, умение провести анализ собственного настроения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра