ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Повышение эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетентности у учащихся с РАС мы связываем с определением педагогических условий, способствующих развитию данного личностного образования, актуализирующих действия механизмов развития КК. Педагогические условия рассматриваются как составляющая часть педагогической системы, отражающая совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующей на личностный и процессуальный аспекты анной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие [1].

Онтогенетический принцип коррекционно-развивающего взаимодействия указывает, что наиболее продуктивной в младшем школьном возрасте является игровая деятельность. Первое педагогическое условие-включение младших школьников с РАС в игровую театрализованную деятельность по накоплению и обобщению коммуникативного опыта.

Театрализованная деятельность представляет собой обыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, малые фольклорные произведения, рассказы, специально написанные сценарии инсценировок). Видами театрализованной деятельности являются, пластические этюды, игры-имитации, игры-инсценировки литературных произведений или отдельных частей, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета [3].

Педагогическое руководство театрализованной деятельностью учащихся с РАС осуществляется в направлениях:

1.      Последовательное усложнение сюжетов;

2.      Использование приемов оптимизации театрализованной деятельности.

Реализация первого направления осуществляется последовательным усложнением театрализованных игровых заданий. В процессе педагогической деятельности расширяется игровой и коммуникативный опыт учащихся. Усложнение сюжетов происходит в следующей последовательности:

1. Коммуникативные игры;

2. Игры-имитации (пластические этюды, имитация отдельных физических особенностей человека и животных);

3. Игры-имитации с передачей эмоционального состояния человека, цепочки последовательных действий с передачей основных эмоций героя;

4. Игры-инсценировки (знакомых литературных произведений, малых фольклорных форм);

5. Игры-инсценировки по передаче ролевого диалога персонажей;

6. Игры-инсценировки по фрагмента литературного произведения;

7. Игры-инсценировки с небольшим количеством персонажей;

8. Игры-инсценировки многоперсонажного литературного произведения.

Второе направление педагогической работы в использовании театрализованной деятельности достигается за счет использования специальных приемов развития театрализованной игры (И. Г. Корнилова, Д. М. Маллаев, С. М. Хорош и др.).

-        Прием обогащения эмоционально-чувственного и художественного опыта учащихся (просмотр видеоматериалов, чтение педагогом литературных произведений, организация экскурсий);

-        Приемы обучения совместным игровым действиям (совместное и сопряженное выполнение действий, комментирование и интерпретация действий ребенка)

-        Приемы формирования способов ролевого поведения (конкретизация образов персонажей, демонстрация ролевого поведения, подбор атрибутики к сценарным разработкам)

-        Прием усложнения и развертывания сюжета (введение педагогом новой сюжетной темы, смена ролей, варьирование знакомой сюжетной линии)

-        Приемы согласования и координации взаимодействия партнеров (поэтапное увеличение числа участников, установление границ поведения, демонстрация образцов поведения при конфликтной ситуации);

-        Приемы, направленные на раскрытие творческого потенциала и инициативы учащихся (использование предметов-заместителей, введение совмещенной роли);

-        Приемы создания эмоционально-благополучной атмосферы (вербализация возникающих сложностей, активизация положительных эмоций, доброжелательность со стороны участников).

Вторым педагогическим условием развития коммуникативной компетентности у учащихся с РАС является средовое обеспечение театрализованной деятельности, что является следованием применения принципа наглядности и доступности. В специальной педагогике термин «образовательная среда» используется под обозначением совокупности средовых ресурсов, обеспечивающих каждому ребенку познание окружающей действительности, усвоение социального опыта, норм поведения и комфортное эмоциональное окружение [3] Адаптивная образовательная среда, обеспечивающая театрализованную деятельность в классе учитывает:

-        индивидуальные социально-психологические особенности учащихся;

-        поло-ролевые особенности;

-        возрастные особенности;

-        особенности эмоциональной личности;

-        исследовательские и познавательные интересы учащихся;

Для обеспечения оптимального баланса самостоятельной и групповой театрализованной деятельности в классе учреждения образования создается театральная зона и «уголок уединения», что соответствует методическим рекомендациям по организации образовательного процесса с учащимися с РАС. В «уголке уединения» ребенок может побыть один, снять эмоциональное напряжение, посмотреть иллюстрации к выбранным литературным произведениям.

Оснащение театрального уголка:

1.  Коврограф (фланелеграф).

2.  Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

3.  Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и д.р.

4.  Маленькая ширма для настольного театра.

5.  Атрибуты для ряженья – элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).

6.  Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных
и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

7.  Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки – погремушки, бубен, барабан.

Для учащихся также нужны наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.

Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса .

Третьим педагогическим условием является использование метода прикладного анализа поведения включающие использование подкреплений с целью формирования и закрепления коммуникативных знаний и умений у учащихся с РАС, визуализацию материала, использование подсказок в виде моделинга, когда педагог через использование литературного материала демонстрирует модель целевого поведения ребенку [4].

Четвертым педагогическим условием является организация внутренней интеграции, т.е. привлечение к театрализованной деятельности детей, не имеющих нарушений или с менее выраженными нарушениями в развитии. Соблюдение этого условия обеспечивает создание коммуникативных ситуаций, обеспечение достижение мотивации достижения в собственном поведении, обогащает социальный опыт учащихся с РАС [4].

Пятым педагогическим условием является преемственность в работе специалистов (воспитателей индивидуального сопровождения, учителей начальных классов, педагогов-психологов) во всесторонней оценке процесса формирования коммуникативной компетентности учащихся с РАС, предупреждения негативных проявлений.

Шестым педагогическим условием является социальная инклюзия: демонстрация спектаклей на школьных праздниках, в рамках шестого школьного дня, участие в творческих конкурсах. Соблюдение педагогического условия соответствует принципам инклюзивного подхода к образовательному процессу, способствует процессу новых впечатлений для учащихся с РАС и законных представителей учащихся [2].

На основании анализа теоретико-методологических оснований изучаемой проблемы нами были определены педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у учащихся с РАС, способствующих формированию данной компетентности как целостного личного образования: включение учащихся в специально организованную театрализованную деятельность, способствующей формированию структурных частей коммуникативной компентности, обогащению социального опыта учащихся; создание средового обеспечения театрализованной деятельности в учреждении образования; использование метода прикладного анализа поведения для структурировании деятельности учащихся; организации внутренней интеграции в учреждении образовании при использовании групповых и подгрупповых форм организации театрализованной деятельности; преемственность в работе специалистов, работающих с учащимися с РАС; участие детей с РАС в массовых школьных мероприятиях, что является социальной инклюзией.

Таким образом, определение педагогических условий, направленных на формирование КК у учащихся с РАС, сформулированных с учетом принципов специальной педагогики и инклюзивного образования: онтогенетический, систематичности, наглядности, доступности позволили установить исходные требования, которые находятся в основе организации и реализации коррекционно-педагогических работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с РАС как интегративного личностного образования.

 

Список литературы:

1.    Былино, М. В. Педагогические умения формирования социальных умений у детей с инвалидностью в домах-интернатах (в процессе рисуночной деятельности) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / М. В. Былино ; Нац. ин-т образования. – Минск, 2018. – 31 с.

2.    Гайдукевич, С. Е. Направления совершенствования коррекционноразвивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития / С. Е. Гайдукевич // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 5. – С. 19–25. 42. Гайдукевич, С. Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми с особенностями психофизического развития в условиях изменения реабилитационных и образовательных парадигм / С. Е. Гайдукевич : зб. наук. пр. / Кам’янець-Подiльського ун-т iм. Iвана Огiенка ; сер. соцiально-педагогiчна ; вип. XV ; за ред. О. В. Гарилова, В. I. Спiвака. – Кам’янець-Подiльський, 2010. – С. 21–25.

3.    Гаманович, В. Э. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся с особенностями психофизического развития / В. Э. Гаманович, Н. Н. Рубаха // Адукацыя i выхаванне. – 2019. – № 9. – С. 39–46

4.    Гурьянова, Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Гурьянова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 20–23 июля 2015 г. / Ассоц. «Молодой ученый» ; отв. ред.: Г. А. Кайнова, Е. И. Осянина. – СПб., 2015. – С. 129–131.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра