ПЕДАГОГОЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Повышение
эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию
коммуникативной компетентности у учащихся с РАС мы связываем с определением
педагогических условий, способствующих развитию данного личностного
образования, актуализирующих действия механизмов развития КК. Педагогические
условия рассматриваются как составляющая часть педагогической системы,
отражающая совокупность возможностей образовательной и
материально-пространственной среды, воздействующей на личностный и процессуальный
аспекты анной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и
развитие [1].
Онтогенетический
принцип коррекционно-развивающего взаимодействия указывает, что наиболее
продуктивной в младшем школьном возрасте является игровая деятельность. Первое педагогическое условие-включение
младших школьников с РАС в игровую театрализованную деятельность по накоплению
и обобщению коммуникативного опыта.
Театрализованная
деятельность представляет собой обыгрывание в лицах литературных произведений
(сказки, малые фольклорные произведения, рассказы, специально написанные
сценарии инсценировок). Видами театрализованной деятельности являются,
пластические этюды, игры-имитации, игры-инсценировки литературных произведений
или отдельных частей, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета [3].
Педагогическое руководство театрализованной деятельностью
учащихся с РАС осуществляется в направлениях:
1. Последовательное
усложнение сюжетов;
2. Использование
приемов оптимизации театрализованной деятельности.
Реализация первого
направления осуществляется последовательным усложнением театрализованных
игровых заданий. В процессе педагогической деятельности расширяется игровой и
коммуникативный опыт учащихся. Усложнение сюжетов происходит в следующей
последовательности:
1. Коммуникативные
игры;
2. Игры-имитации
(пластические этюды, имитация отдельных физических особенностей человека и
животных);
3. Игры-имитации
с передачей эмоционального состояния человека, цепочки последовательных
действий с передачей основных эмоций героя;
4.
Игры-инсценировки (знакомых литературных произведений, малых фольклорных форм);
5.
Игры-инсценировки по передаче ролевого диалога персонажей;
6.
Игры-инсценировки по фрагмента литературного произведения;
7.
Игры-инсценировки с небольшим количеством персонажей;
8.
Игры-инсценировки многоперсонажного литературного произведения.
Второе направление педагогической
работы в использовании театрализованной деятельности достигается за счет
использования специальных приемов развития театрализованной игры (И. Г. Корнилова,
Д. М. Маллаев, С. М. Хорош и др.).
-
Прием обогащения эмоционально-чувственного и
художественного опыта учащихся (просмотр видеоматериалов, чтение педагогом
литературных произведений, организация экскурсий);
-
Приемы обучения совместным игровым действиям
(совместное и сопряженное выполнение действий, комментирование и интерпретация
действий ребенка)
-
Приемы формирования способов ролевого поведения
(конкретизация образов персонажей, демонстрация ролевого поведения, подбор
атрибутики к сценарным разработкам)
-
Прием усложнения и развертывания сюжета
(введение педагогом новой сюжетной темы, смена ролей, варьирование знакомой
сюжетной линии)
-
Приемы согласования и координации взаимодействия
партнеров (поэтапное увеличение числа участников, установление границ
поведения, демонстрация образцов поведения при конфликтной ситуации);
-
Приемы, направленные на раскрытие творческого
потенциала и инициативы учащихся (использование предметов-заместителей,
введение совмещенной роли);
-
Приемы создания эмоционально-благополучной
атмосферы (вербализация возникающих сложностей, активизация положительных
эмоций, доброжелательность со стороны участников).
Вторым педагогическим условием развития
коммуникативной компетентности у учащихся с РАС является средовое обеспечение
театрализованной деятельности, что является следованием применения принципа
наглядности и доступности. В специальной педагогике термин «образовательная
среда» используется под обозначением совокупности средовых ресурсов,
обеспечивающих каждому ребенку познание окружающей действительности, усвоение
социального опыта, норм поведения и комфортное эмоциональное окружение [3]
Адаптивная образовательная среда, обеспечивающая театрализованную деятельность
в классе учитывает:
-
индивидуальные социально-психологические особенности
учащихся;
-
поло-ролевые особенности;
-
возрастные особенности;
-
особенности эмоциональной личности;
-
исследовательские и познавательные интересы
учащихся;
Для обеспечения оптимального
баланса самостоятельной и групповой театрализованной деятельности в классе
учреждения образования создается театральная зона и «уголок уединения», что
соответствует методическим рекомендациям по организации образовательного
процесса с учащимися с РАС. В «уголке уединения» ребенок может побыть один,
снять эмоциональное напряжение, посмотреть иллюстрации к выбранным литературным
произведениям.
Оснащение театрального уголка:
1. Коврограф
(фланелеграф).
2. Различные
виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и
гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр
(«Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания
произведений малых форм фольклора.
3. Костюмы,
маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка
Ряба», «Колобок», «Теремок» и д.р.
4. Маленькая
ширма для настольного театра.
5. Атрибуты
для ряженья – элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и
прочее).
6. Атрибуты
в соответствии с содержанием имитационных
и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски
сказочных персонажей
7. Для
создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:
аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие
музыкальные игрушки – погремушки, бубен, барабан.
Для учащихся также нужны наборы
готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или
плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут
быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины,
пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек
условный.
Для театрализации используется
ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных
фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением
из ленты-липучки.
Для игр-драматизаций необходимы
наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок,
выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых
материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для
театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка
(перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта,
папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки
которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно
следуют движению корпуса .
Третьим педагогическим условием является использование метода
прикладного анализа поведения включающие использование подкреплений с целью
формирования и закрепления коммуникативных знаний и умений у учащихся с РАС,
визуализацию материала, использование подсказок в виде моделинга, когда педагог
через использование литературного материала демонстрирует модель целевого
поведения ребенку [4].
Четвертым педагогическим условием является организация внутренней
интеграции, т.е. привлечение к театрализованной деятельности детей, не имеющих
нарушений или с менее выраженными нарушениями в развитии. Соблюдение этого
условия обеспечивает создание коммуникативных ситуаций, обеспечение достижение
мотивации достижения в собственном поведении, обогащает социальный опыт
учащихся с РАС [4].
Пятым педагогическим условием является преемственность в работе
специалистов (воспитателей индивидуального сопровождения, учителей начальных
классов, педагогов-психологов) во всесторонней оценке процесса формирования
коммуникативной компетентности учащихся с РАС, предупреждения негативных
проявлений.
Шестым педагогическим условием является социальная инклюзия:
демонстрация спектаклей на школьных праздниках, в рамках шестого школьного дня,
участие в творческих конкурсах. Соблюдение педагогического условия
соответствует принципам инклюзивного подхода к образовательному процессу,
способствует процессу новых впечатлений для учащихся с РАС и законных
представителей учащихся [2].
На основании анализа
теоретико-методологических оснований изучаемой проблемы нами были определены
педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у учащихся с
РАС, способствующих формированию данной компетентности как целостного личного
образования: включение учащихся в специально организованную театрализованную
деятельность, способствующей формированию структурных частей коммуникативной
компентности, обогащению социального опыта учащихся; создание средового
обеспечения театрализованной деятельности в учреждении образования;
использование метода прикладного анализа поведения для структурировании
деятельности учащихся; организации внутренней интеграции в учреждении
образовании при использовании групповых и подгрупповых форм организации
театрализованной деятельности; преемственность в работе специалистов,
работающих с учащимися с РАС; участие детей с РАС в массовых школьных
мероприятиях, что является социальной инклюзией.
Таким образом, определение
педагогических условий, направленных на формирование КК у учащихся с РАС,
сформулированных с учетом принципов специальной педагогики и инклюзивного
образования: онтогенетический, систематичности, наглядности, доступности
позволили установить исходные требования, которые находятся в основе
организации и реализации коррекционно-педагогических работы по формированию
коммуникативной компетентности учащихся с РАС как интегративного личностного
образования.
Список литературы:
1. Былино,
М. В. Педагогические умения формирования социальных умений у детей с
инвалидностью в домах-интернатах (в процессе рисуночной деятельности) : автореф.
дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / М. В. Былино ; Нац. ин-т образования. –
Минск, 2018. – 31 с.
2.
Гайдукевич, С. Е. Направления совершенствования
коррекционноразвивающей работы с детьми с особенностями психофизического
развития / С. Е. Гайдукевич // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 5. – С. 19–25.
42. Гайдукевич, С. Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми с особенностями
психофизического развития в условиях изменения реабилитационных и
образовательных парадигм / С. Е. Гайдукевич : зб. наук. пр. /
Кам’янець-Подiльського ун-т iм. Iвана Огiенка ; сер. соцiально-педагогiчна ;
вип. XV ; за ред. О. В. Гарилова, В. I. Спiвака. – Кам’янець-Подiльський, 2010.
– С. 21–25.
3. Гаманович, В. Э. Театрализованная
деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
с особенностями психофизического развития / В. Э. Гаманович, Н. Н. Рубаха //
Адукацыя i выхаванне. – 2019. – № 9. – С. 39–46
4. Гурьянова,
Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического
спектра / Т. В. Гурьянова // Теория и практика образования в современном мире :
материалы VII междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 20–23 июля 2015 г. / Ассоц.
«Молодой ученый» ; отв. ред.: Г. А.
Кайнова, Е. И. Осянина. – СПб., 2015. – С. 129–131.
Комментарии
Отправить комментарий