ЛЕПИМ, РИСУЕМ, УЧИМ АЛФАВИТ

Для успешности организации учебного процесса у учащихся с особенностями психофизического развития педагогу требуется постоянный поиск новых, порой нестандартных решений, позволяющих решать не только образовательные задачи, но и реализовывать потребность в организации полимодальности ощущений учащихся при обучении.  
Использование соленого теста на уроках, при кажущей простоте этого забытого материала, позволяет формировать необходимый уровень усвоения звуков и букв русского алфавита, способствует развитию аналитических процедур, вызывает интерес у учащихся к учебному процессу, развивает когнитивные функции, снимает эмоциональное напряжения у учащихся.
 Использование тестопластики позволяет обогатить представления учащихся об окружающем мире, расширить возможности для формирования новых представлений и закрепления уже имеющихся. Соленое тесто-продукт натурального происхождения и не вызывает аллергических реакций у детей. Добавление пищевых красителей и какао позволяет делать фигуры яркими, с приятным запахом. Свойство памяти человека-запоминание яркого и необычного, происходящего с ним. Вследствие, у учащихся с особенностями психофизического развития возникает перцептивная цепочка, облегчающая запоминание нового материала.  Использование соленого теста, массы для лепки и рисование картин по жидкому тесту позволяет не только разнообразить программное содержание учебного предмета, но и обогатить кругозор учащихся.
ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ НА УРОКАХ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
При использовании тестопластики на уроках по учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» предлагаю использовать несколько вариантов, которые помогают формировать представления учащихся о буквах и звуках, облегчают процесс чтения и письма, обогащают программный материал, позволяют вносить нотку творчества в учебный процесс.
Цель: Формирование операции зрительного восприятия графически представленной информации
Задачи:
Формирование представлений о различии буквы и звука
Формирование представлений об особенностях каждой буквы русского алфавита
Развитие умения подбирать слова, начинающиеся с изучаемой буквы
Формирование представлений о разнице между печатными и прописными буквами русского алфавита
Профилактика нарушений чтения и письма
Воспитание усидчивости, умения концентрироваться на задании
Методы: словесный, наглядный, практический
Предполагаемый результат: Формирование навыка чтения у учащихся класса интегрированного обучения и воспитания
Вариант 1:
Использование объемных букв на уроке по учебному предмету: «Литературное чтение»
Рецепт соленого теста [Приложение 1]
Поэтапное использование тестопластики при изучении букв, согласно школьной программе:
Необходимо отметить, что лепка происходит после изучения буквы и звука в букваре
1 этап: Изготовление букв из соленого теста
Материалы: готовое соленое тесто, доски для лепки, печатные буквы алфавита (по одной на лист формата А4), стаканчики с водой.
Алгоритм действий педагога и учащихся:
1.              Называем букву и звук.
2.  На приготовленной на распечатанном листе букве считаем количество элементов.
3. Отрываем от теста нужное количество кусков, раскатываем полоски, формируем букву.
4.        Подбираем как можно больше слов, начинающихся с изучаемой буквы, коллективно выбираем наиболее подходящее для изготовления маленькой фигурки, которую после лепки наклеиваем на букву с помощью воды.
5.     Называем изученную букву, оставляем ее сохнуть.
6.     После высыхания букву раскрашиваем [Приложение 1]
2 этап: Использование объемных букв на уроках по учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение»
Практические упражнения:
1.    «Определи букву наощупь»
Описание: готовые буквы складываются в любую емкость, ребенку завязываем глаза, наощупь достает букву.
Задача:
Определить с помощью тактильных прикосновений, какая буква у него в руке;
Назвать букву и звук.
2.    «Кто больше придумает слов»
Описание: учитель (или ребенок) достает букву из плотной коробки, называем букву и звук.
Задача:
Придумать как можно больше слов, в которых названная буква и звук стоят первыми (звук и буква стоят последними, в середине слова).
Для этого упражнения можно использовать мяч и передавать мяч по цепочке, тем самым стимулируя моторные функции учащихся и проводя упражнения в виде игры с элементами соревнования.
3.              «Подбери прописную букву»
Описание:
Вариант 1: Использование готового разрезного печатного варианта алфавита с прописными буквами.
Задача: Отыскать и сопоставить печатный и прописной вариант буквы. Ребенку предлагается печатный вариант объемной буквы и он ищет и кладет рядом прописной вариант буквы.
Вариант 2: Использование готовых высохших прописных букв, которые были изготовлены методом рисования по жидкому тесту и объемных печатных букв алфавита.
4.              «Подбери картинки на заданную букву»
Описание: ребенку предлагается объемная буква и набор наглядных картинок со словами.
Задача: Выбрать из предложенного наглядного материала те картинки, в названии которых встречается заданная буква.
5. Составление слогов (открытых и закрытых), чтение слогов
6.Составление коротких слов, чтение, подбор предложений со словом
Вариант 2:
Использование метода рисования по жидкому тесту на уроках по учебному предмету: «Русский язык»
1 этап: Рисование прописных букв
Цель: Закрепление навыка письма прописных букв
Материалы: жидкое цветное тесто, пластиковые тарелки, зубочистки, пипетки, индивидуальные карточки с изучаемой буквой (прописной вариант)
Рецепт жидкого теста (см.Приложение 2)
Алгоритм действий педагога и учащихся:
1.  Изготовление жидкого цветного теста
2.  Называем букву, прорисовываем в воздухе, отмечаем стороны, в которую должна пойти линия
3.   С помощью пипетки капаем цветную точку, там, откуда должна пойти линия
4. Учащийся, смотря на образец на индивидуальной карточке, протягивает линию, формирует букву
5.    Выкладываем природным материалом по контуру буквы (по желанию)
6.     Оставляем высыхать
2 этап: Использование готовых высохших «картин» на уроках:
1.              Упражнение «Отгадай наощупь»
Описание: при выкладывании природным материалом контура прописной буквы, образуется объемная линия на протяжении всей буквы. Ребенку завязываются глаза и предлагается наощупь определить, какая буква перед ним. Упражнение хорошо развивает кинестетический «образ» буквы и через моторную память закрепляются представление о букве.
2.              Составление слогов, слов из полученных букв
3 вариант: Современная «клинопись»
Здесь подразумевается письмо на плоскости, подобная древним письменам. Учащимся необходимо рассказать о первой письменности и предложить попробовать самим написать такое письмо.
Материалы: готовое соленое тесто, картон, стека для лепки
Алгоритм действий педагога и учащихся:
1.              Раскатываем соленое тесто с помощью скалки для лепки
2.              С помощью стеки для лепки вырезаем по тесту буквы, слоги, слова.
Таким образом, применение тестопластики на уроках по учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» позволило учащимися успешно овладеть технической стороной овладения навыком чтения и письма. У детей сформировался навык зрительного анализа и синтеза графических знаков, перевод печатного текста в письменный. Обучение чтению и письму стало интересной и творческой игрой. Применение тестопластики в образовательном процессе не только повышает результативность и усвоение программного материала, но и оказывает положительное влияние на развитие когнитивных функций учащихся, повышает самооценку, снижает уровень агрессии, стимулирует учебную деятельность.
                                           Приложение 1 
Примеры использования технологии тестопластики на уроках «Русский язык» «Литературное чтение» в классе интегрированного обучения и воспитания

Изготовление объемных букв алфавита


Использование метода рисования по жидкому тесту:



Использование метода написание слов по тесту «Современная клинопись»:



Практическое упражнение «Определи букву»:



Практическое упражнение: «Подбери картинки к заданной букве»:


 



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рецепт соленого теста:
2 ст. муки;
1 ст. соли мелкого помола;
125 мл воды.
Рецепт жидкого теста для рисования:
Пшеничная мука высшего сорта;

соль мелкая «Экстра»;
холодная вода;
клей ПВА;
миска для замешивания теста;
венчик (для смешивания ингредиентов);
стаканчики пластиковые;
 гуашь

пластиковая тарелка.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра