Консультация для педагогов: Тема: «Обучение детей с нарушенным слухом»
Уважаемые педагоги, предлагаю вам
ознакомиться с некоторыми рекомендациями по осуществлению учебного процесса с
детьми, имеющие нарушение слуха.
На развитие обучающихся данной категории
серьезное влияние оказывает состояние функций слуховых органов, по которому
выделяют: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.
Данные дети отличаются различным уровнем
как психофизического развития при поступлении в школу, так и уровнем развития
компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Нарушения
слуха отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие,
что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, склонности к
замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию
контактов с другими детьми.
Образовательные потребности таких детей
зависят от специфики нарушения, уровня общего и речевого развития. Так можно
отметить
—
особую пространственную и временную организацию образовательной среды,
использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры в ходе всего образовательно-коррекционного
процесса;
— использование специальных методов, приёмов и
средств обучения;
— индивидуализация обучения;
—
специальную психолого-педагогическую поддержку семье, воспитывающей глухого
ребенка.
Принципиальное значение имеет
удовлетворение особых образовательных потребностей, среди которых следует
обратить внимание на: условия обучения, способствующие личностному развитию
ребенка, формированию его активного сотрудничества в разных видах учебной и
внеурочной деятельности, расширению социального опыта, взаимодействия со
взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное
расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной
организации; целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в
устной и письменной формах), формирование умений использовать устную речь по
всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться,
выражать свое мнение, обсуждать мысли чувства, дополнять и уточнять смысл
высказывания и др.); систематическую коррекционную работу по формированию и
развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее
произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с
помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться
индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарными иплантами, проводной и
беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального
пользования;
Особые
образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся включают
в себя:
—
использование специальных методов, приемов и средств обучения;
—
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации
нарушенных функций,
—
осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
—
специальную работу по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего
мира
– слухового восприятия неречевых звучаний и
речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны,
формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной
жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее
состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
—
специальную работу по формированию и коррекции произносительной стороны речи;
освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных
ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать
мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты,
чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;
—
условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта,
упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на
поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что в школе и
классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений.
При обучении совместно со слышащими
сверстниками необходимо транслировать эту установку соученикам ребенка, не
подчеркивая его особость, а, показывая сильные стороны, вызывая к нему симпатию
личным отношением, вовлекать слышащих детей в доступное взаимодействие и др.
Использованная
литература:
Комментарии
Отправить комментарий