Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса классов интегрированного обучения и воспитания и пункта коррекционно-педагогической помощи к началу 2021-2022 учебного года

 Основными направлениями в сфере специального образования на уровне общего среднего образования в 2021/2022 учебном году являются: 

повышение доступности и вариативности образования для учащихся с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) с учетом их образовательных потребностей;

создание безопасных и здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса;

повышение качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

системная и последовательная работа по развитию инклюзивных процессов в образовании и формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии;

совершенствование качества обучения и воспитания, обеспечение его коррекционной направленности, реализация воспитательного потенциала учебных предметов;

приобретение и обновление средств обучения, спортивного инвентаря и оборудования.

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее — учреждения образования), в 2021/2022 учебном году необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений образования при реализации образовательных программ общего среднего образования и размещенными в официальных источниках.

Нормативные правовые акты, иные материалы по вопросам специального образования размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь (https://edu.gov.by/ Структура/ Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Инклюзивное образование), в информационно­поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование»).

НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Учебно­программная документация образовательных программ специального образования

Учебные планы специального образования на уровне общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. № 155 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі» (с изменениями, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 09.06.2021 № 127).

Учебные программы для всех видов учреждений специального образования размещены на национальном образовательном портале https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Специальное образование / Учебные программы.

К 2021/2022 учебному году подготовлены новые программы специального образования:

программа коррекционных занятий «Социально­бытовая ориентировка» для I—V классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы­интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания;

учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для III—VI классов учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы­интерната) с русским (белорусским) языком обучения и воспитания; 

Обращаем внимание, что распределение времени по темам в учебных программах является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также перераспределять в пределах 2–3 часов количество учебных часов между отдельными темами, использовать по своему усмотрению резервное время.

УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ

В 2021/2022 учебном году для учреждений специального образования с белорусским и (или) русским языками обучения и воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на национальном образовательном портале https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Специальное образование / Перечни учебных изданий для учреждений специального образования, а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 8, 2021)

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (легкой, умеренной, тяжелой) разработаны справочно-­информационные, контрольно­-диагностические и интерактивные модули электронных учебно­-методических комплексов (далее — ЭУМК). 

Разработанные модули ЭУМК сгруппированы по четырем основным направлениям: 

коммуникативное развитие: «Элементы грамоты и развитие речи», «Русский язык», «Литературное чтение»; 

социальное развитие: «Ориентировка в окружающем мире», «Человек и мир», «Социально­бытовая ориентировка», «Социальная адаптация»; 

эстетическое развитие: «Изобразительное искусство», «Изобразительная деятельность», «Музыка», «Музыкально­ритмические занятия»;

математическое развитие: «Элементы арифметики», «Математика».

Все разработанные ЭУМК и электронные образовательные ресурсы (далее — ЭОР) размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение» (http://e­vedy.adu.by). Материалы доступны для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать:

качество специального образования;

реализацию компетентностного подхода;

охрану здоровья обучающихся; 

соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

создание специальных условий для получения образования лицами с ОПФР.

Обращаем внимание, что для организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР на уровне общего среднего образования необходимо руководствоваться инструктивно-­методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Инструктивно­методические письма).

АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОПФР В КЛАССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Текущая и промежуточная аттестация учащихся с ОПФР в I—II классах, а также III классах, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащихся I—III классов, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы­интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно­-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности без выставления отметок. 

Учащиеся III и IV классов, а также учащиеся V класса, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащиеся V класса, обучающиеся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы­интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, изучают учебные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» (кроме учащихся, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-­интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью), «Физическая культура и здоровье» на содержательно­-оценочной основе без выставления отметок в баллах. Обучение по всем остальным учебным предметам в указанных классах осуществляется с выставлением отметок в баллах.

РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Расписание учебных занятий на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов согласно приложению 16 к специфическим санитарно­э-пидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (далее — ССЭТ).

В расписании учебных занятий в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, с другими учебными предметами. Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях недопустимо.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за дозировкой домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения. Для домашнего задания может предлагаться только тот материал, который освоен на учебных занятиях. 

Объем домашнего задания должен соответствовать санитарным нормам с учетом его объема по другим учебным предметам и возможностью выполнения домашнего задания по всем предметам во II классе в течение не более 1,2 часа, III—IV классах — 1,5 часа, V—VI классах — 2 часов, в VII—VIII классах — 2,5 часов, в IX—XI классах — 3 часов.

Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию. 


В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании) каникулы — это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА:

В соответствии с Перечнем документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 164, педагогические работники специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания ведут следующие обязательные документы:

классный журнал;

календарно­-тематическое планирование учебного материала по учебным предметам и коррекционным занятиям;

поурочное планирование учебного материала, коррекционных занятий, форму ведения которого, его объем и т. д. педагогический работник определяет самостоятельно;

карты обследования детей. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения;

дневники учащихся.

При заполнении классного журнала в классе интегрированного обучения и воспитания необходимо учитывать следующее:

учитель класса, учителя­-предметники, которые проводят учебные занятия с учащимися с ОПФР в составе класса, в случае несовпадения изучаемых тем урока оформляют записи на правой странице классного журнала в две строки;

ПОЛУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ

При организации получения специального образования на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, необходимо согласовывать расписание учебных занятий с законными представителями учащегося. Учебные занятия (занятия) проводятся не менее трех раз в неделю, их продолжительность зависит от состояния здоровья учащегося. Учреждение образования, обеспечивающее получение специального образования на дому, организует оказание учащемуся социально-­педагогической поддержки и психологической помощи

САНИТАРНО-ЭПИДИМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Согласно пункту 7 специфических санитарно-­эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (далее — ССЭТ) руководитель учреждения образования должен обеспечить санитарно­-эпидемиологическое благополучие в учреждении. 

Организация и проведение санитарно­-противоэпидемических мероприятий в период эпидемического подъема заболеваемости должна осуществляться в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования к организации и проведению санитарно-­противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID­19» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 (ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.04.2020 № 37), ССЭТ, санитарными нормами и правилами «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 197 (ред. от 25.11.2014), санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (ред. от 03.05.2018).

ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи в соответствии с действующими нормативными правовыми актами предусмотрено для всех участников образовательного процесса. 

Законодательством предусмотрено проведение в учреждениях образования профилактики противоправного поведения, профилактики семейного неблагополучия, профилактики суицидального поведения, профилактики вредных привычек, профилактики насилия. По указанным направлениям должны проводиться просвещение, диагностика, коррекция, консультирование, методическое сопровождение участников образовательного процесса. 

Педагоги-­психологи учреждений образования должны осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на психологическое изучение учащихся для обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, их полноценное развитие, содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем, повышение психологической культуры участников образовательного процесса.

ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Особое внимание в 2021/2022 учебном году необходимо направить на повышение качества воспитания, поскольку оно является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества и государства

Статьей 18 Кодекса об образовании установлено, что целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащихся. 

Задачи воспитания:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации и саморазвития личности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПКПП

При организации работы в ПКПП следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 мая 2011 г. №131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи»;

Постановлением Министерства здравоохранения Республики

Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»;

Методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пункте коррекционно-педагогической помощи», Минск, 2014.

Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической

помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся с ОПФР);

заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.

Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой обучающихся с ОПФР. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы - 2-4 человека.

 Обследование и распределение по группам, подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводится учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Расписание занятий составляет учитель-дефектолог после окончания комплектования групп, оно должно быть заверено руководителем учреждения образования. Учитель-дефектолог составляет расписание из расчёта 20-часовой нагрузки в неделю на одну ставку.

20 часов в неделю – это 1200 минут. В том числе:

900 минут – коррекционно-педагогические занятия с детьми.

300 минут – это перемены


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра