Работа с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования

Работа с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования

Развитие инклюзивного образования в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов и требований, утвердившихся в мировой образовательной практике. Инклюзивное образование в Беларуси-это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР), посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. Важнейшими целевыми установками инклюзивного образования выступают обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих в том числе различия, на основе признания и учета уникальности каждого ребенка и создания в учреждениях образования благоприятной атмосферы для более эффективной самореализации обучающихся.

Применительно к общему среднему образованию инклюзия означает преобразование школ посредством специального кадрового, учебно-методического, материального оснащения и создания специальной образовательной среды, что в целом призвано обеспечить реализацию дифференцированных образовательных потребностей всех без исключения детей и их социализацию. В настоящее время базой для развития в Беларуси инклюзивного образования выступает нормативно-правовое, учебно-методическое и кадровое обеспечение системы специального образования.

В Республике Беларусь разрабатывается правовая база для инклюзивного образования. Основным документом является Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь на 2015-2020 гг. Республики Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов; на базе учреждений специального образования ресурсных центров создаются центры, обеспечивающих разработку необходимого учебно-методического обеспечения и подготовку (переподготовку) педагогов для инклюзивной деятельности.

Л.С.Выготский настаивал на создании такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное образование с общим. Это необходимо, поскольку «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника слепого, глухого или умственно отсталого ребенка, в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения (В.И.Лубовский)

Особые образовательные потребности прослеживаются в нескольких аспектах:

        содержание образования;

        методы и средства обучения;

        способы и формы организации обучения;

        определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействия.

Особые образовательные потребности предполагают:

        Выявление первичного нарушения в развитии ребенка как можно раньше.

      Начало специального обучения сразу после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни, а не только сводиться к медицинскому лечению. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.

        Введение специальных разделов в содержание обучения, которые отсутствуют у нормально развивающихся сверстников.

        Выявление первичного нарушения в развитии ребенка как можно раньше.

        Начало специального обучения сразу после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни, а не только сводиться к медицинскому лечению. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.

        Введение специальных разделов в содержание обучения, которые отсутствуют у нормально развивающихся сверстников.

Специальные условия:

        создание безбарьерной среды,

        доступ к информационно-коммуникационным ресурсам путем предоставления необходимых технических средств реабилитации,

        педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи.

Особенности организации урока в инклюзивном классе

Особые образовательные потребности детей с ОПФР младшего школьного возраста, влекут за собой внесение коррективов в учебниках и образовательных программах, в структуре урока, в заданиях и возможных поведенческих ожиданиях. В статье сборника «На пути к инклюзивной школе», Е.Скачковой, приведены примеры особенностей организации обучения в инклюзивном классе с разных сторон, на различных уроках:

«Учебники и учебная программа»

Учебники

  • Обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения.
  • Обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст.
  • Предоставление краткого содержания глав учебников.
  • Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.
  • Использование маркеров для выделения важной информации.
  • Использование предложений с пропущенными словами.
  • Обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий.
  • Использование учетных карточек для записи главных тем.
  • Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста.
  • Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.
  • Обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей.

Учебная программа:

  • Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.
  • Сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов.
  • Альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.).
  • Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся.
  • Акцентирование внимания на задании.
  • Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям.

Работа в классе

  • Наличие индивидуальных правил для учащихся.
  • Оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся.
  • Поддержание тишины во время интенсивных занятий.
  • Отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).
  • Обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ.
  • Близость учеников к учителю.
  • Использование кабины для индивидуальной работы.
  • Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг).
  • Использование альтернативы кроссвордам.
  • Сохранение достаточного пространства между партами.

Обучение и задания

  • Использование указаний как в устной, так и письменной форме.
  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача).
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
  • Обеспечение помощи при передвижении.

Письменные задания

  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  • Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
  • Обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя.
  • Дополнение печатных материалов видео и диафильмами.
  • Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
  • Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.

Оценка знаний

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  • Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
  • Акцентирование внимания на хороших оценках.
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  • Оценка переделанных работ.
  • Использование системы оценок достижений учащихся.

Тесты

  • Устное объяснение заданий.
  • Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста).
  • Обеспечение учащихся списком слов с определениями.
  • Неограниченное время для выполнения теста.
  • Проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке).
  • Чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов.
  • Разграничение тестов на секции по сходным проблемам.
  • Использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа.
  • Разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту.
  • Сообщения о достижениях учащихся вместо оценки.
  • Оценка правописания отдельно от содержания работы.
  • Обеспечение напечатанными учебными материалами.
  • Разрешение выполнить тест дома или использованием учебников.
  • Предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами.
  • Написание первой буквы пропущенного слова.

Математика

  • Разрешение использовать калькулятор.
  • Группирование сходных проблем.
  • Размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице).
  • Использование малого количества заданий для получения оценки.
  • Использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы.
  • Предоставление стола с математическими предметами для справочной информации.
  • Обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом.
  • Поэтапное представление проблемных заданий.
  • Использование визуальных пособий (картинок, графиков).

Гуманитарный цикл:

  • Маркирование заданий в учебниках.
  • Обеспечение обратной связи по каждому заданию.
  • Использование линейки во время чтения для его облегчения.
  • Обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания.
  • Ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием.
  • Возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом.
  • Одновременная раздача листов с упражнениями.
  • Последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части.
  • Проецирование изображений на светокопировальной бумаге
  • Использование вспомогательных вопросов при выполнении теста.
  • Практика записи заданий в тетради.
  • Использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.

Поведение

  • Организация учебного дня.
  • Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
  • Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
  • Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
  • Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
  • Составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника.
  • Предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства.
  • Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
  • Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
  • Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
  • Знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.»

Современный урок в рамках для детей с ОПФР строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.

Итак, современный урок для детей с ОПФР в инклюзивном классе - это:

·       урок с использованием техники (компьютер, интерактивная доска и т.п.);

·       урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

·       урок, содержащий разные виды деятельности.

·       урок, на котором ученику должно быть комфортно.

·       урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

·       урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

Рекомендации по организации урока в инклюзивном классе

Методические рекомендации автора Лавреновой Т.Н. для педагогов, начинающих работу в условиях инклюзивного образования:

Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

При необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический приём используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОПФР, значит, остальные дети выполняют задания по карточкам.

В структуру урока в инклюзивном классе обязательно включаются коррекционно-развивающие задачи.

Инклюзивное образование создает условия для внедрения ребенка с ОПФР в картину мира здоровых людей, включения его в этой картине в разнообразные социальные связи.

 

 

 

 

 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра