Работа с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования
Работа с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования
Развитие
инклюзивного образования в Республике Беларусь осуществляется на основе
принципов и требований, утвердившихся в мировой образовательной практике.
Инклюзивное образование в Беларуси-это обучение и воспитание, при котором
обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся
с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями
психофизического развития (ОПФР), посредством создания условий с учетом
индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей
обучающихся. Важнейшими целевыми установками инклюзивного образования выступают
обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему
образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих в
том числе различия, на основе признания и учета уникальности каждого ребенка и
создания в учреждениях образования благоприятной атмосферы для более
эффективной самореализации обучающихся.
Применительно к
общему среднему образованию инклюзия означает преобразование школ посредством
специального кадрового, учебно-методического, материального оснащения и
создания специальной образовательной среды, что в целом призвано обеспечить
реализацию дифференцированных образовательных потребностей всех без исключения
детей и их социализацию. В настоящее время базой для развития в Беларуси
инклюзивного образования выступает нормативно-правовое, учебно-методическое и
кадровое обеспечение системы специального образования.
В Республике
Беларусь разрабатывается правовая база для инклюзивного образования. Основным
документом является Концепция развития инклюзивного образования лиц с
особенностями психофизического развития в Республике Беларусь на 2015-2020 гг. Республики
Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов; на базе учреждений
специального образования ресурсных центров создаются центры, обеспечивающих
разработку необходимого учебно-методического обеспечения и подготовку
(переподготовку) педагогов для инклюзивной деятельности.
Л.С.Выготский
настаивал на создании такой системы обучения, в которой удалось бы органически
увязать специальное образование с общим. Это необходимо, поскольку «при всех
достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что
она замыкает своего воспитанника слепого, глухого или умственно отсталого
ребенка, в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором
все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем
недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Особые
образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной
реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических
и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок
с недостатками развития в процессе обучения (В.И.Лубовский)
Особые образовательные
потребности
прослеживаются в нескольких аспектах:
•
содержание
образования;
•
методы
и средства обучения;
•
способы
и формы организации обучения;
•
определение
круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействия.
Особые образовательные потребности предполагают:
•
Выявление
первичного нарушения в развитии ребенка как можно раньше.
•
Начало
специального обучения сразу после диагностики первичного нарушения в развитии,
независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в
конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться
в первые месяцы жизни, а не только сводиться к медицинскому лечению.
Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к
необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.
•
Введение
специальных разделов в содержание обучения, которые отсутствуют у нормально
развивающихся сверстников.
•
Выявление
первичного нарушения в развитии ребенка как можно раньше.
•
Начало
специального обучения сразу после диагностики первичного нарушения в развитии,
независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в
конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться
в первые месяцы жизни, а не только сводиться к медицинскому лечению. Игнорирование
целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям
в достижении возможного уровня развития ребенка.
•
Введение
специальных разделов в содержание обучения, которые отсутствуют у нормально
развивающихся сверстников.
Специальные условия:
•
создание
безбарьерной среды,
•
доступ
к информационно-коммуникационным ресурсам путем предоставления необходимых
технических средств реабилитации,
•
педагогической,
медицинской, социальной и иных видов помощи.
Особенности
организации урока в инклюзивном классе
Особые образовательные
потребности детей с ОПФР младшего школьного возраста, влекут за собой внесение
коррективов в учебниках и образовательных программах, в структуре урока, в
заданиях и возможных поведенческих ожиданиях. В статье сборника «На пути к
инклюзивной школе», Е.Скачковой, приведены примеры особенностей организации
обучения в инклюзивном классе с разных сторон, на различных уроках:
«Учебники и учебная программа»
Учебники
- Обеспечение учебниками
альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми
для чтения.
- Обеспечение аудио-учебниками, чтобы
учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст.
- Предоставление краткого содержания
глав учебников.
- Обеспечение интересными материалами
для чтения более высокого уровня.
- Использование маркеров для
выделения важной информации.
- Использование предложений с
пропущенными словами.
- Обеспечение двумя комплектами
учебников, для школьных и домашних занятий.
- Использование учетных карточек для
записи главных тем.
- Предоставление учащимся списка
вопросов для обсуждения до чтения текста.
- Указание номеров страниц для
нахождения верных ответов.
- Обеспечение альтернативными
учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или
напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей.
Учебная программа:
- Сокращенные задания, направленные
на усвоение ключевых понятий.
- Сокращенные тесты, направленные на
отработку правописания наиболее функциональных слов.
- Альтернативные замещения письменных
заданий (лепка, рисование, панорама и др.).
- Четкое разъяснение заданий, часто
повторяющееся.
- Акцентирование внимания на задании.
- Предоставление альтернативы
объемным письменным заданиям.
Работа в классе
- Наличие индивидуальных правил для
учащихся.
- Оценка организации класса в
соответствии с нуждами учащихся.
- Поддержание тишины во время
интенсивных занятий.
- Отсутствие в классе отвлекающих
внимание предметов (например, мобильных телефонов).
- Обеспечение персональным
компьютером для выполнения письменных работ.
- Близость учеников к учителю.
- Использование кабины для
индивидуальной работы.
- Наличие в классе дополнительных
материалов (карандашей, книг).
- Использование альтернативы
кроссвордам.
- Сохранение достаточного
пространства между партами.
Обучение и
задания
- Использование указаний как в
устной, так и письменной форме.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение
заданий.
- Повторение учащимся инструкции к
выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными
техническими средствами обучения.
- Демонстрация уже выполненного задания
(например, решенная математическая задача).
- Близость к учащимся во время
объяснения задания.
Перемена видов
деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида
деятельности.
- Предоставление дополнительного
времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного
времени для сдачи домашнего задания.
- Обеспечение помощи при
передвижении.
Письменные задания
- Использование листов с
упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с
пропущенными словами/предложениями.
- Обеспечение школьника с
ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями
учителя.
- Дополнение печатных материалов
видео и диафильмами.
- Обеспечение учащихся печатными
копиями заданий, написанных на доске.
- Разрешение использовать диктофон
для записи ответов учащимися.
Оценка знаний
- Использование индивидуальной шкалы
оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения
четвертной отметки.
- Оценка работы на уроке учащегося,
который плохо справляется с тестовыми заданиями.
- Акцентирование внимания на хороших
оценках.
- Разрешение переделать задание, с
которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок
достижений учащихся.
Тесты
- Устное объяснение заданий.
- Обучение работе с тестовыми
заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции
теста).
- Обеспечение учащихся списком слов с
определениями.
- Неограниченное время для выполнения
теста.
- Проведение тестов в помещении без
внешних раздражителей (например, в библиотеке).
- Чтение тестовых материалов учащимся
и разрешение устных ответов.
- Разграничение тестов на секции по
сходным проблемам.
- Использование тестов множественного
выбора, верного/неверного ответа.
- Разрешение учащимся выбрать и
выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту.
- Сообщения о достижениях учащихся
вместо оценки.
- Оценка правописания отдельно от
содержания работы.
- Обеспечение напечатанными учебными
материалами.
- Разрешение выполнить тест дома или
использованием учебников.
- Предоставление возможных ответов
для заданий с пропущенными словами.
- Написание первой буквы пропущенного
слова.
Математика
- Разрешение использовать
калькулятор.
- Группирование сходных проблем.
- Размещение малого количества
заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на
странице).
- Использование малого количества
заданий для получения оценки.
- Использование листов большого
формата для письменного обозначения проблемы.
- Предоставление стола с
математическими предметами для справочной информации.
- Обеспечение каждого ученика
визуальным числовым рядом.
- Поэтапное представление проблемных
заданий.
- Использование визуальных пособий
(картинок, графиков).
Гуманитарный цикл:
- Маркирование заданий в учебниках.
- Обеспечение обратной связи по
каждому заданию.
- Использование линейки во время
чтения для его облегчения.
- Обеспечение общего представления о
долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при
выполнении этого задания.
- Ориентирование длительных по
времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым
оцениванием.
- Возможность представить выполненное
задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом.
- Одновременная раздача листов с
упражнениями.
- Последовательное выполнение
задания, начиная с самой легкой его части.
- Проецирование изображений на
светокопировальной бумаге
- Использование вспомогательных
вопросов при выполнении теста.
- Практика записи заданий в тетради.
- Использование стрелок (в листах с
упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.
Поведение
- Организация учебного дня.
- Распределение учащихся по парам для
выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
- Обозначение школьных правил,
которым учащиеся должны следовать.
- Использование невербальных средств
общения, напоминающих о данных правилах.
- Использование поощрений для
учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого
ученика за то, что он принес в класс карандаши).
- Свести к минимуму наказания за
невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
- Составление индивидуальных планов
поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий
навыки и умения школьника.
- Предоставление учащимся права
покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда
этого требуют обстоятельства.
- Разработка кодовой системы (слова),
которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на
данный момент.
- Игнорирование незначительных
поведенческих нарушений.
- Разработка мер вмешательства в
случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
- Знания об изменениях в поведении,
которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств
или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.»
Современный урок
в рамках для детей с ОПФР строится на основе использования технических средств
обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических
технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является
неотъемлемой частью современного урока.
Итак, современный
урок для детей с ОПФР в инклюзивном классе - это:
·
урок
с использованием техники (компьютер, интерактивная доска и т.п.);
·
урок,
на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
·
урок,
содержащий разные виды деятельности.
·
урок,
на котором ученику должно быть комфортно.
·
урок,
на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности
ученика.
·
урок
предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Качество любого
урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Рекомендации
по организации урока в инклюзивном классе
Методические
рекомендации автора Лавреновой Т.Н. для педагогов, начинающих работу в условиях
инклюзивного образования:
Ход урока в
инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у
учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую
тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала,
повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся
класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают
знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и
отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом
материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения
из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается
разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае
урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый
материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную
на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного
материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся,
имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ
выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение
и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности
педагога продолжается в течение всего урока.
При
необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в
которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и
упражнения. Такой педагогический приём используется как с детьми с сохранными психофизическими
возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в зависимости
от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять
много времени на уроке учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, он может
использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель
вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОПФР, значит,
остальные дети выполняют задания по карточкам.
В структуру
урока в инклюзивном классе обязательно включаются коррекционно-развивающие
задачи.
Инклюзивное
образование создает условия для внедрения ребенка с ОПФР в картину мира
здоровых людей, включения его в этой картине в разнообразные социальные связи.
Комментарии
Отправить комментарий