Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении в педагогической работе с учащимися с особенностями психофизического развития
Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении в педагогической работе с учащимися с особенностями психофизического развития
Софья Николаевна Лысенкова –
педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 587 города
Москвы. Народный учитель СССР. Вклад С. Н. Лысенковой в педагогику заключается
в разрешении, казалось бы, неразрешимой задачи – одновременное и в тоже время
эффективное обучение детей с разным уровнем развития, без организации
дополнительных занятий, проведения каких-либо «педагогических» выравниваний и
помощи со стороны родителей.
Сущность
технологии С. Н. Лысенковой состоит в том, что она открыла уникальный феномен:
«значительно уменьшает объективную трудность ряда программных вопросов их
постепенное опережающее введение в учебный процесс».
Согласно
данному феномену, процесс усвоения учебного материала по технологии С. Н.
Лысенковой осуществляется в три этапа:
1. Предварительное
введение малых порций будущего учебного материала. Здесь используются
схемы-опоры. Учащиеся выполняют практическую работу.
2. Осуществление
уточнения вновь вводимых понятий, их обобщение и постепенное введение в обиход
учащихся. Дети уже сознательно ориентируются в схеме, справляются с заданием.
3. Развитие
у учащихся беглости мыслительных процессов и их соотношение с учебными
действиями. Схемы в этот момент убираются, формируется беглый навык
практического действия и появляется возможность для новой перспективы.
Введение
учебного материала осуществляется пробно-порциально, на опережающей основе, с
последующим повторением понятий.
Ведущие организационные
формы обучения – классическая классно-урочная,
содержащая элементы индивидуализации и дифференциации;
Основные виды подхода к
ребенку в процессе обучения – это партнерство и
сотрудничество;
Ведущие методы обучения
– объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога;
Ведущие направления модернизации процесса
обучения – это эффективная организация и управление;
Категория учащихся
– массовая без элементов сегрегации.
Основные целевые ориентиры технологии:
·
Успешное усвоение ЗУН. Ориентация
учебного процесса на образовательный стандарт.
·
Успешность обучения всех учащихся вне
зависимости от их учебных возможностей.
Концептуальными
положениями технологии являются:
·
Педагогика сотрудничества, основанная на
личностном подходе.
·
Главным условием обучения является
успешность детей в развитии.
·
Создание благоприятной и психологически
комфортной атмосферы в классе. Осуществление предупреждения совершения детьми
ошибок, а не работа над ними в будущем.
·
Последовательная и системная подача
учебного материала. Осуществление дифференцированной доступности заданий для
каждого учащегося.
·
Постепенное приведение каждого ребенка к
самостоятельности в обучении. Осуществление обучения «незнающего ученика через
знающего ученика».
Метод
опережающего обучения позволяет легко работать и ученику, и учителю в классе
интегрированного обучения и воспитания. При помощи дифференцированного опроса
каждого ученика можно спрашивать в то время, когда он знает материал. Одно из
правил опережающего обучения – через знающего ученика учить незнающего. Сильные
ученики подают пример слабым, и те следуют за ними.
Опорные
схемы, или опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент
объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа и т. д. Опорные схемы
не должны висеть в классе как плакаты, т. к. это опора мысли ученика, опора его
практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Этим они
отличаются от традиционной наглядности. Дети строят свой ответ, пользуясь
схемой, читают ее, работают с ней. Нет механического зазубривания правил.
Учащиеся усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре,
выполняя практическое задание.
Опорные
схемы помогают своевременно предупредить ошибку, в другом случае – проработать
допущенную, в третьем – провести обобщение темы.
Когда
учащиеся отвечают на вопрос учителя, пользуясь схемой-опорой, у них нет
скованности, страха ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и
доказательства, а внимание направлено не на запоминание или воспроизведение
заученного, а на размышление и осознание причинно-следственных связей. В этом
случае даже ученики, у которых возникли трудности с усвоением материала, не
чувствуют себя беспомощными. Возрастает познавательная активность, учебная
мотивация.
Комментируемое
управление начинается с первого класса. Такая организация занятий мобилизует
каждого на уроке. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля,
т. к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование –
это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи
слов, предложений, задач и т. д. При комментировании ученик прежде всего
находит объект объяснения, т. е. орфограмму, математическое правило. Написание
слова, например, поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в
учебнике, а отдельными словами-комментариями, т. е. так, как естественно
протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и
формулировку правила.
Кроме
того, комментируемое письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению
ошибок, приучает учащихся с ОПФР к сознательному применению правила,
способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и
практикой.
Комментируемое
письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются
говорить четко, лаконично, обоснованно. Комментируемое письмо позволяет
осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить
знания учащихся и проверить их орфографические навыки. Путем повторения можно
достигнуть прочности знаний, а учитель должен заботиться об этом.
Комментируемое
управление объединяет 3 действия (мыслю, говорю, пишу), делает учебный труд
осмысленным, обеспечивает обратную связь: позволяет учителю контролировать
уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить в овладении
знаниями и навыками.
Комментированное
управление способствует тому что, осуществляется развитие логики рассуждений,
доказательности и самостоятельности мышления, что является одной из ведущих
задач образовательного процесса с учащимися с ОПФР.
Особенности
применения технологии:
•
Домашнее задание по новой теме дается
тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым
учащимся;
•
Механическое зазубривание правил и
формулировок отсутствует;
•
Дифференцированный опрос: каждого
ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить;
•
Воспитание организованности в ребенке;
•
Взаимодействие с родителями;
•
Связь между годами обучения –
преемственность;
Применение
данной технологии в условиях специального образования может быть комбинирована
со следующими технологиями:
·
Технология развивающего обучения Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова
·
Личностно ориентированное развивающее
обучение (И.С. Якиманская)
·
Технология современного проектного
обучения
·
Технология интенсификации обучения на
основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Использованные литературные
источники:
1. Лысенкова,
С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу: учебно-методическое пособие/С.Н.Лысенкова.-М.: Школа-Пресс,
1997.-97 с. ил.
Комментарии
Отправить комментарий