Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении в педагогической работе с учащимися с особенностями психофизического развития

 Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении в педагогической работе с учащимися с особенностями психофизического развития

Софья Николаевна Лысенкова – педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 587 города Москвы. Народный учитель СССР. Вклад С. Н. Лысенковой в педагогику заключается в разрешении, казалось бы, неразрешимой задачи – одновременное и в тоже время эффективное обучение детей с разным уровнем развития, без организации дополнительных занятий, проведения каких-либо «педагогических» выравниваний и помощи со стороны родителей.

Сущность технологии С. Н. Лысенковой состоит в том, что она открыла уникальный феномен: «значительно уменьшает объективную трудность ряда программных вопросов их постепенное опережающее введение в учебный процесс».

Согласно данному феномену, процесс усвоения учебного материала по технологии С. Н. Лысенковой осуществляется в три этапа:

1.    Предварительное введение малых порций будущего учебного материала. Здесь используются схемы-опоры. Учащиеся выполняют практическую работу.

2.    Осуществление уточнения вновь вводимых понятий, их обобщение и постепенное введение в обиход учащихся. Дети уже сознательно ориентируются в схеме, справляются с заданием.

3.    Развитие у учащихся беглости мыслительных процессов и их соотношение с учебными действиями. Схемы в этот момент убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.

Введение учебного материала осуществляется пробно-порциально, на опережающей основе, с последующим повторением понятий.

Ведущие организационные формы обучения – классическая классно-урочная, содержащая элементы индивидуализации и дифференциации;

Основные виды подхода к ребенку в процессе обучения – это партнерство и сотрудничество;

Ведущие методы обучения – объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога;

 Ведущие направления модернизации процесса обучения – это эффективная организация и управление;

Категория учащихся – массовая без элементов сегрегации.

 Основные целевые ориентиры технологии:

·       Успешное усвоение ЗУН. Ориентация учебного процесса на образовательный стандарт.

·       Успешность обучения всех учащихся вне зависимости от их учебных возможностей.

Концептуальными положениями технологии являются:

·       Педагогика сотрудничества, основанная на личностном подходе.

·       Главным условием обучения является успешность детей в развитии.

·       Создание благоприятной и психологически комфортной атмосферы в классе. Осуществление предупреждения совершения детьми ошибок, а не работа над ними в будущем.

·       Последовательная и системная подача учебного материала. Осуществление дифференцированной доступности заданий для каждого учащегося.

·       Постепенное приведение каждого ребенка к самостоятельности в обучении. Осуществление обучения «незнающего ученика через знающего ученика».

Метод опережающего обучения позволяет легко работать и ученику, и учителю в классе интегрированного обучения и воспитания. При помощи дифференцированного опроса каждого ученика можно спрашивать в то время, когда он знает материал. Одно из правил опережающего обучения – через знающего ученика учить незнающего. Сильные ученики подают пример слабым, и те следуют за ними.

Опорные схемы, или опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа и т. д. Опорные схемы не должны висеть в классе как плакаты, т. к. это опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Этим они отличаются от традиционной наглядности. Дети строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Нет механического зазубривания правил. Учащиеся усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание.

Опорные схемы помогают своевременно предупредить ошибку, в другом случае – проработать допущенную, в третьем – провести обобщение темы.

Когда учащиеся отвечают на вопрос учителя, пользуясь схемой-опорой, у них нет скованности, страха ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление и осознание причинно-следственных связей. В этом случае даже ученики, у которых возникли трудности с усвоением материала, не чувствуют себя беспомощными. Возрастает познавательная активность, учебная мотивация.

Комментируемое управление начинается с первого класса. Такая организация занятий мобилизует каждого на уроке. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т. к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений, задач и т. д. При комментировании ученик прежде всего находит объект объяснения, т. е. орфограмму, математическое правило. Написание слова, например, поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебнике, а отдельными словами-комментариями, т. е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.

Кроме того, комментируемое письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учащихся с ОПФР к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментируемое письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно. Комментируемое письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания учащихся и проверить их орфографические навыки. Путем повторения можно достигнуть прочности знаний, а учитель должен заботиться об этом.

Комментируемое управление объединяет 3 действия (мыслю, говорю, пишу), делает учебный труд осмысленным, обеспечивает обратную связь: позволяет учителю контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить в овладении знаниями и навыками.

Комментированное управление способствует тому что, осуществляется развитие логики рассуждений, доказательности и самостоятельности мышления, что является одной из ведущих задач образовательного процесса с учащимися с ОПФР.

Особенности применения технологии:

        Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым учащимся;

        Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует;

        Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить;

        Воспитание организованности в ребенке;

        Взаимодействие с родителями;

        Связь между годами обучения – преемственность;

Применение данной технологии в условиях специального образования может быть комбинирована со следующими технологиями:

·       Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

·       Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

·       Технология современного проектного обучения

·       Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Использованные литературные источники:

1.    Лысенкова, С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу: учебно-методическое пособие/С.Н.Лысенкова.-М.: Школа-Пресс, 1997.-97 с. ил.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологическое мероприятие: "Зеленое золото Беларуси"

СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра